Page 159 - Советский миф в судьбе Урала
P. 159

приемов, пластических решений, сюжетных ходов и схем, обра-
зовавших необходимый фундамент искусства соцреализма.161

         Вполне закономерным представляется то, что сам Урала,
его образ в первую очередь вынуждены были выступать в каче-
стве предмета приложения и пробы сил этого нового становяще-
гося искусства. Именно самому находящемуся в процессе ста-
новления даже не дереву, а саженцу уральского искусства была
одним из первых сделана прививка соцреализма. Именно ураль-
ская история и современность (как никаких других регионов),
подвергшиеся пересмотру и активной «творческой» переработ-
ке, приведены были в образцово-показательный для всей страны
вид.

         Большое место в деятельности «бригад» столичных ху-
дожников заняла так называемая историко-революционная тема.
Никогда еще уральцы не испытывали такого внимания к их
прошлому, к вопросам их исторического самосознания.

         Другое дело, что все созданные картины о революции и
гражданской войне на Урале сливались как бы в единое эпичес-
кое полотно, повествующее о «героической борьбе Урала за ут-
верждение советской власти». Это следует из самого перечня
сюжетов и названий картин: «Поход отряда Красной гвардии в
тылу Колчака», «Поход Блюхера по Уралу» (художник А. Жаба)
«Расправа колчаковцев с группой А. Валека» (В. Серов), «Люди
в рогожках» (П. Родимов; картина посвящена эпизоду освобож-
дения от колчаковщины), В. Яковлев написал большое полотно
о золотоискателях-борцах за социализм, Б.Иогансон истории
Урала посвятил картину «На старом уральском заводе», портре-
ты героев гражданской войны на Урале писали И. Бродский,
Шестаков и другие.

         Стремление уральских художников в 1930-е годы следо-
вать в общем русле развития советского искусства требовало от

161 Здесь успел проявить себя и еще один из родовых признаков соц-
реализма. Хотя критика еще требует от художников законченных про-
изведений, но важность темы уже искупает художественные недостат-
ки, мастеровитость становится выше таланта, повторение одних и тех
же изобразительных мотивов ведет к появлению штампов, которые
впоследствии перерастут в канон.

                                            158
   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164