Page 163 - Советский миф в судьбе Урала
P. 163

чаю завершения монтажа домны. Прибывали представители от
старых заводов, от других новостроек – с Уральского Севера, из
Березников, Нижнего Тагила. Когда они исполняли свои арии,
то на рельефной карте Урала вспыхивали очертания того рай-
она, откуда был делегат. <…>

         В эпилоге все озарялось огнем чугунной плавки. По сце-
не и зрительному залу, высоко подняв знамя и эмблемы заводов,
шли колонны ударников. Все завершалось «Интернационалом».
Ведущие оперные солисты, поднявшись на бельэтаж, балкон,
галерею, вовлекали зрителей в общий хор. И мощный пролетар-
ский гимн был слышен далеко вокруг театра.

         Зрители пели, аплодировали стоя. Медленно закрывался
занавес, и над сценой возникал лозунг: «Вперед, ко второй пя-
тилетке!..»

         Предложенное сценическое действие было ориентирова-
но на определенный образец. По воспоминаниям музыковеда
Б.Штейнпресса: «Коллектив театра во главе с автором сцениче-
ской композиции Лосским и дирижером Пазовским с энтузиаз-
мом готовил это праздничное представление. По форме оно на-
поминало плакатную ораторию «Путь Октября», написанную
коллективом молодых московских композиторов к десятилетию
революции»165.

         Касаясь же вопроса о самом характере представленного
изображения исторического пути Урала, следует отметить сле-
дующее. Если в предыдущие десятилетия, начавшееся с начала
ХХ века, активное изучение истории Урала не было завершено,
не успело утвердиться в основных своих чертах, то новую
власть она как таковая просто не интересовала (или интересова-
ла ровно настолько, насколько могла служить подтверждением
концепции о «неизбежности перехода России к социализму).

         Все те, кто с наскока пытались теперь заявиться в
«уральской теме», исходили из убеждения (может быть, вполне
искреннего), что горнозаводская история представляет собой
обычный провинциальный вариант общероссийской культуры,
подчиненный тем же закономерностям, повторяющим (хотя и с
запозданием) те же этапы развития. По существу, тем самым

165 Цит. по: Сокольская Ж. Указ. соч. С.24.

                                            162
   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168