Page 162 - Советский миф в судьбе Урала
P. 162

годы первой пятилетки противопоставить старому Уралу с его
тяжелым подневольным прошлым. 6 ноября, после торжествен-
ной части общегородского заседания в честь пятнадцатилетия
Октября, состоялась премьера.

         Звучит увертюра... Открывается занавес – и перед зрите-
лями огромная рельефная карта Урала. Постепенно лучи про-
жектора освещают ее сильнее и сильнее. На ней возникают кра-
сочные, искусно выполненные обозначения природных богатств
нашего края. И рабочий-краснознаменец Верх-Исетского завода
<…> в монологе перед картой говорил о том, что «Урал –такая
комбинация богатств, какую нельзя найти ни в одной стране», о
том, какие гигантские новостройки развернулись по всему краю,
с каким энтузиазмом работают советские люди. А было время,
когда труд считался проклятьем. И действие переносилось в
XVIII век в южноуральские степи. Хор башкир <…> пел тоск-
ливую песню. И в нее постепенно вплетались ноты протеста,
мятежа, борьбы.

         ...Неожиданно за сценой раздавались звуки фанфар, по-
том слышалась песня русских. И вот они появлялись, закован-
ные в кандалы, в окружении солдат. Начальник команды, офи-
цер <…> зачитывал указ «быть здесь заводу на рудах железных»
и объявлял, что на заводе все должны работать «под страхом
смертных наказаний». В ярости кидались башкиры вместе с
русскими колодниками на солдат...

         Во второй части оратории на киноэкране показывались
документальные кадры об Октябрьской революции и граждан-
ской войне на Урале. Они перемежались с балетно-
мимическими сценами, эпизодами борьбы с царизмом и колча-
ковщиной. В сценах этих <…> использовался принцип театра
теней.

         А затем на сцене звучала яркая симфония социалистиче-
ской стройки. Появлялись колонны рабочих и работниц, новых
хозяев Урала. Возводилась огромная домна. И, наверное, тогда
впервые на сцене возникли различные сложные индустриальные
подробности – вспышки электросварки, подъемные краны. <…>
Все это не выглядело бутафорией в естественных, четко разра-
ботанных режиссером сценах.

         Третья часть оратории рассказывала о митинге по слу-

                                            161
   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167