Page 129 - Советский миф в судьбе Урала
P. 129

стадией грядет другая, постиндустриальная эпоха со своими
требованиями115.

         Замечательный ученый-металлург В. Е. Грум-Гржимай-
ло, имевший богатейший опыт реконструкции и модернизации
уральских заводов, пытался обратить внимание властей на то,
что даже с точки зрения экономической логики и определив-
шихся закономерностей современного промышленного разви-
тия, выбранный курс является нерациональным и недальновид-
ным. С поразительной прозорливостью он назвал даже сроки,
когда данная проблема должна будет приобрести критический
для страны и для Урала характер.

         Еще в 1920 году в статье «Уральская железная промыш-
ленность в ее прошлом и будущем» Грум-Гржимайло высказал
следующие принципиальные замечания: «Нет никакой про-
мышленной выгоды в создании колоссальных заводов с широ-
кой программой деятельности. Напротив того, интересы про-
мышленности требуют создания сравнительно небольших узко-
специализированных заводов массового производства. В таком
заводе все цеха должны находиться в органической связи между
собою и производить только один род отдельных произведений.
Нагромождение многих параллельных производств в одном за-
воде придает заводу громоздкость и не способствует ни его
процветанию, ни понижению его накладных расходов. Поэтому
в организации будущей промышленности Урала проведена иная
точка зрения, чем в Урало-Кузнецком проекте, создававшем на
Урале только три завода-города. <…>

         Число вовлеченных в орбиту новой промышленности
Урала заводов-специалистов должно быть увеличено. При изуче-
нии условий работы каждого отдельного завода Урала надо ста-
раться, исходя из местных возможностей, найти узкую для каж-
дого специальность, где бы навыки заводского населения нашли

115 К примеру, в Великобритании в автомобильной и авиационной
промышленности к 1938 году было занято в два раза больше рабочих и
инженеров, чем в 1923 году. Рабочие новых видов промышленности, в
противовес рабочей аристократии традиционных угольно-
металлургических отраслей, начинают осознавать себя созидателями
технического прогресса.

                                            128
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134