Page 125 - Советский миф в судьбе Урала
P. 125

ревенских семей – семье Морозовых – начиналось, по сути, как
обычная бытовая история.

         Были здесь: муж, ушедший из семьи, оставивший подур-
невшую, неряшливую жену ради более молодой; сын Пашка,
обычный деревенский подросток, с признаками задержки в ум-
ственном развитии (к 13 годам едав выучивший буквы, гово-
рившего мешая белорусские и русские слова); мать Пашки, же-
лавшая угрозами вернуть ушедшего из семьи мужа или отом-
стить ему (Трофим Морозов, председатель сельского совета Ге-
расимовки, как будто тайно за деньги выдавал спецпереселен-
цам фальшивые справки). Был суд, на котором Пашка, защищая
мать, поддержал ее (хотя показания ребенка, наверное, мало что
зачали), в результате чего Трофим Морозов получил по приго-
вору 10 лет лагерей.

         Но складывающееся в центре понимание того, как следу-
ет относиться к случившемуся, быстро прививалось и на местах.
Через месяц после похорон, по случаю «15-летия Октябрьской
революции», власти организовали в Герасимовке «большевист-
ские поминки» по убитым «героям». Делегация из появившихся
теперь в Герасимовке пионеров ездила в ЦК комсомола в Моск-
ву. А деревня стала превращаться в место всесоюзного органи-
зованного «паломничества» на родину героя (по свидетельст-
вам, Сталин лично давал указания направлять сюда деньги на
обустройство). Уральцам, превратившихся в «земляков героя»,
поручалось как святыню хранить живое воспоминание о том,
чье имя стояло первым в Книге почета Всесоюзной пионерской
организации (а за одним и сохранять в тайне реальные перипе-
тии дела невыдуманного «Пашки-куманиста»).

         В памяти молодого поколения не должно было сохра-
ниться другого – воспоминаний об ужасе и боли пережитого в
1930-е годы на Урале. Произошедшее должно было представ-
ляться содеянным как бы при добровольном согласии каждого
или даже при его участии. Молодой человек оказывался в поло-
жении, при котором он сам вынужден будет всеми силами стре-
миться забыть все, что было с ним прежде. Но для того, чтобы
иметь возможность начать жизнь сначала, ему придется навсе-
гда отречься от прошлого.

                                            124
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130