Page 134 - Советский миф в судьбе Урала
P. 134
надо добавить принятие решения о создании в СССР с декабря
1932 года паспортной системы, означавшей принципиальную
перемену в правовом положении основной массы советских лю-
дей, установление абсолютного контроля за жизнью каждого.
Не обошли Урал и репрессии. В 1937-1938 годах только
среди производственников были арестованы почти все руково-
дители и многие инженерно-технические работники промыш-
ленных предприятий края. Так, три московские комиссии не
смогли доказать, что строительство Уралвагонзавода (дублера
Харьковского паровозостроительного завода) было осуществле-
но неправильно, но из 2 тысяч человек во главе с директором
предприятия, ранее обвиненных и арестованных по этому по-
дозрению, ни один назад так и не вернулся.
Но ни один строй или политический режим, насколько
бы репрессивным он ни был, не может держаться на одном на-
силии, принуждении, сознательной лжи. В конечном счете, он
всегда опирается на искреннюю и непосредственную веру. На-
стоящий драматизм времени скрывался в том, что тысячи людей
были действительно захвачены неподдельным трудовым энту-
зиазмом, проявляли подлинный героизм на уральских стройках
тех лет, не жалея сил во имя решения стоящих перед страной
задач.
Первые строители будущих промышленных гигантов,
как например, нижнетагильского Уралвагонзавода, начинали «в
чистом поле» с рытья землянок и строительства дощатых бара-
ков. Работали в одних бригадах с заключенными. Их главным
орудием были лопата и кирка. В зимнюю стужу отогревались у
костров, а после отработанной смены вместе с семьями выходи-
ли на субботник. Как должное воспринималось то, что строи-
тельство, скажем, Уралмаша и монтаж оборудования еще про-
должался, а его цеха уже приступали к выпуску продукции для
Магнитки, Нижнетагильского, Верх-Исетского, Надеждинского
и других заводов.
В годы первых пятилеток в обстановке всеобщего воз-
буждения, лихорадочного ритма промышленного строительства
учреждений»); почти полностью теряли всякую свободу передвижения
колхозники, лишенные общегражданских паспортов.
133