Page 100 - Советский миф в судьбе Урала
P. 100
для изучения истории города и определения перспектив его раз-
вития была образована комиссия «Старый Екатеринбург – но-
вый Свердловск»87. Интерес к истории своих городов проявляли
краеведы Кунгура, Чердыни, Красноуфимска, Златоуста, Челя-
бинска. (Конечно, здесь не могла быть обойдена вниманием и
«революционная тематика», описание всех перипетий становле-
ния советской власти).
Был организован целый ряд плодотворных археологиче-
ских раскопок. Близ Чердыни обнаружены были россыпи араб-
ских монет и серебренные сосуды, которые дали богатый мате-
риал для изучения истории предков народа коми и древнего
Прикамья. Раскопками курганов под Челябинском занимался
видный искусствовед и археолог С. Н. Дурылин.88 Большой
вклад в популяризацию археологии на Урале внес свердловский
ученый А. А. Берс.
В пермском художественном музее по инициативе его то-
гдашнего директора (а затем, по его поручению,
Н. Н. Серебренниковым – научным сотрудником музея) в ходе
экспедиционной работы создавалась знаменитая коллекция перм-
ской деревянной религиозной скульптуры, так называемых
«пермских богов». (Следует, тем не менее, заметить, что музей-
щики, видя в «пермских богах» прежде всего уникальные образ-
цы народного художественного творчества, действовали в духе
времени. Не считаясь с чувствами верующих, они не останавли-
вались перед изъятием скульптур в том числе и из действующих
храмов).
Много для изучения культуры народностей Урала было
сделано башкирскими краеведами (при Обществе изучения
Башкирии действовали историко-этнографическая секция и
тюркологическая комиссиия), шел сбор предметов народного
творчества, материалов для башкирского словаря, историко-
этнографической карты.
Еще в 1916 году при Пермском университете
П. С. Богословский – основатель научного краеведения в При-
87 Там же. С.14.
88 Сосланный в Челябинск в 1923 году за свои религиозно-
философские убеждения.
99