Page 379 - Очерки истории культуры Урала
P. 379

Как отмечала пресса тех лет, свердловские композиторы в
1960-е гг. активно обращаются в своем творчестве к истории
страны и своего края.

    Особое место заняли оперы свердловских композиторов –
«Охоня» Г. Белоглазова по исторической повести Мамина-
Сибиряка, «Половодье» по произведению О. Марковой и «Люба-
ва» К. Кацман по поэме Б. Ручьева о первых строителях Магнито-
горска. Образ молодого героя получил яркое воплощение в Чет-
вертой симфонии Г. Топоркова. Это произведение прозвучало в
Москве, Ленинграде, Ульяновске, Челябинске. Тему романтики
труда и борьбы решает в своих симфонических поэмах Н. Пузей
(«Легенда-быль», «Героика»).

    Интерес к народной культуре, музыкальному фольклору при-
сущи творчеству М. Кесаревой (вокальный цикл на народные тек-
сты «Горе мое») и В. Бибергана («Русские потешки»).

    Значительное место в репертуаре Государственного уральского
русского народного хора занимают песни Е. Родыгина, Г. Топор-
кова, В. Горячих. Сборники «Поет Урал» и «Песни Е. Родыгина»
способствовали распространению песен свердловских композито-
ров среди коллективов самодеятельности и любителей музыки.

    Свердловские композиторы чаще стали обращаться к музыке
для детей и юношества. Среди этих произведений интересна опера
К. Кацман «Мальчиш-Кибальчиш» по А. Гайдару, детские оперы
Л. Никольской, хоровые песни В. Бибергана, «Юношеский кон-
церт» для трубы с оркестром В. Щелокова.

    Творчество свердловских композиторов пропагандировали
симфонический оркестр филармонии, Уральский народный хор,
оркестр народных инструментов, квартет имени Мясковского,
многие педагоги консерватории и артисты оперного театра.

    Лучшие произведения свердловских композиторов выходили
за рамки областного звучания, они исполнялись в других городах
и республиках, по Центральному радио, телевидению201.

    Академическое музыкальное искусство 1970–1980-х гг. пред-
ставлено такими талантливыми композиторами, как В. Кобекин,
дирижерами В. Кожиным, Е. Колобовым, Е. Бражником, режиссе-
рами музыкального театра П. Курочкиным и А. Тителем.

    Любительское музыкальное творчество 1960–1980-х гг. в
большей степени связано с авторской песней, с созданием Клубов

201 Очерки истории Свердловска (1723–1973) – Свердловск, 1973. – С. 371–372.
                                                378
   374   375   376   377   378   379   380   381   382   383   384