Page 382 - Очерки истории культуры Урала
P. 382
сколько их было выпущено за всю предыдущую историю сущест-
вования студии).
В 1950–1970-е гг. получила широкую известность благодаря
новаторским поискам в документальном и научно-популярном ки-
но (режиссеры А. Литвинов, Б. Галантер, Б. Урицкий и др.). Успе-
хи уральских кинодокументалистов в 1980–1990-е гг. связаны с
фильмами Б. Кустова, С. Мирошниченко, В. Тарика, Л. Улановой.
Значимость для Урала документального кино иллюстрирует
тот факт, что вот уже более десяти лет в Екатеринбурге проходят
фестивали неигрового кино «Россия», на которых представляют
свои фильмы лучшие кинематографисты страны.
Среди лучших игровых фильмов 1950–1970-х гг. критики на-
зывают «Во власти золота» (1957, режиссер И. Правов), «Самый
медленный поезд» (1963, режиссеры В. Краснопольский и
В. Усков), «Сильные духом» (1967, режиссер В. Георгиев), «От-
крытие» (1973) и «В ночь лунного затмения» (1978, режиссер
Б. Халзанов).
Старейшим режиссером Свердловской киностудии является
Ярополк Леонидович Лапшин. Особое место в творчестве режис-
сера занимала уральская тема. Он экранизировал романы
В. Шишкова «Угрюм-река» (1968), и Д. Мамина-Сибиряка «При-
валовские миллионы» (1973), создал историческое полотно «Де-
мидовы» (1983).
1980–1990-е гг. отмечены появлением художественных филь-
мов режиссеров Н. Гусарова, Г. Кузнецова, В. Макеранца,
В. Хотиненко. Фильмы Владимира Ивановича Хотиненко («Один и
без оружия», 1984; «Зеркало для героя», 1987; «Патриотическая
комедия», 1992; «Макаров», 1993; «Мусульманин», 1995) сняты в
лучших традициях отечественного кино, отличаются нравственно-
философской глубиной и эстетическими поисками.
Художественная мультипликация на Свердловской киностудии
появилась с 70-х гг. Сначала это были кукольные и рисованные
фильмы по мотивам сказов П. Бажова и сказкам народов Севера. С
приходом талантливых молодых сценаристов и режиссеров в нача-
ле 1980-х гг. стали говорить о школе свердловской анимации, глав-
ной темой которой является стремление проникнуть в глубину че-
ловеческой души, расширяя диапазон изобразительно-вырази-
тельных средств. Критики неизменно отмечают разнообразие твор-
ческих индивидуальностей свердловских художников-аниматоров:
В. Петкевича, С. Айнутдинова, А. Карасева, О. Черкасовой и др.
381