Page 361 - Очерки истории культуры Урала
P. 361

нова, «строит композицию на выразительном силуэте, так харак-
терном для уральской природы, с четким горизонтальным члене-
нием планов. На первом плане на фоне светлой воды силуэтом
вырисовывается бугристый берег с лодками, далее открывается
взгляду островок с островерхими силуэтами елей и пихт, за ними
уходит к горизонту гладь воды. Репин изображает характерный
для Прикамья мотив с несколько тяжелым и холодным колори-
том и <…> упрощает предметные формы, выявляет наиболее су-
щественные их признаки, отказывается от цветности прежних
пейзажей, стремясь к тональному единству»194.

    Если Репин решает задачу создания своего рода собирательно-
го образа уральской природы, то у Гудина акцент переносится на
исследование связи природы с человеком, приобретающее этиче-
ское звучание.

    Творчество Г. Мосина
    Геннадий Сидорович Мосин (1930–1982) родился в с. Камено-
озерское Свердловской области. Окончил Свердловское художе-
ственное училище (1951) и Институт живописи, скульптуры и ар-
хитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде (1957). В 1960-е гг. мно-
го внимания уделял историко-революционной теме: «Похороны
жертв революции» (1959), «Политические. 1905 год» (1964) и др.,
в соавторстве с М. Брусиловским написаны «1918-й» (1964),
«Красные командиры времен гражданской войны на Урале»
(1969).
    В портретах его привлекают цельные характеры, волевые, це-
леустремленные натуры (портреты художников В. Воловича
(1964), участника итальянского Сопротивления А. Кубышкина
(1969) и др.). А в пейзажах проявилось умение увидеть лирическое
начало в суровой уральской природе. Особое место в творчестве
Г. Мосина занимают иллюстрации к сказам П. Бажова.
    Картина «Сказ об Урале» (1967) представляет собой как будто
бы групповой портрет собранных вместе мастеровых, горных ра-
бочих, старателей и тех замечательных умельцев, кто составил
славу уральских художественных промыслов. Изображение ураль-
ской истории как поколений мастеров одновременно заключает
в себе и повествование о «жизненном цикле» вообще, о судьбе

194 Казаринова Н.В.Художники Перми. – Л.,1987. – С. 71.

                                                360
   356   357   358   359   360   361   362   363   364   365   366