Page 360 - Очерки истории культуры Урала
P. 360
1960-е гг. стали для того и другого годами напряженных ис-
каний и экспериментов. Хотя оба начинали как продолжатели
традиций русского лирического пейзажа, теперь они направляют
усилия на преодоление в пейзаже иллюстративности, нарочитой
картинности изобразительных мотивов, предвзятой радостности
интонаций.
На первом этапе художников увлекают колористические экс-
перименты. Словно испытывая декоративные возможности цвета,
снова и снова пишет покрытые мхами и лишайниками камни
Е. Гудин в цикле работ, посвященных Северному Уралу (1963). В
этюдах А. Репина подобный интерес порождал особую графич-
ность, тяготение к усложняющимся пространственным построе-
ниям. В любом случае новые возможности изобразительного
языка создавали основу для продвижения в сторону более глубо-
кого понимания уральской природы, отношений человека с ней и
с самим собой.
В работах Е. Гудина природа раскрывается как суровая власт-
ная сила, образующая свой, самодостаточный мир, в котором че-
ловеку приходится отвоевывать себе место: «На северных грани-
цах» (1963), «Дальние острова» и «Белая ночь. Олени» (обе –
1965), «Полярная авиация» (1966). Это наполняет отличающиеся
сдержанностью и немногословностью пейзажи художника особой
тревожной эмоциональностью. Обнажающей кажется подчеркну-
тая простота мотива. Горы, небо и земля, как три больших плоско-
сти, образуют все внутрикартинное пространство, превращаясь
одновременно в предельные координаты существования самого
человека. Изображение будничности, так или иначе присутствую-
щее в постоянных контактах с природой человека, занятого своим
трудом, не лишает образы картин известной героизации так свой-
ственной «суровому стилю».
Александр Репин много внимания уделяет внутренней струк-
туре пейзажа, ритмике и пластике формы, эмоциональности цве-
та. Художник встает на путь создания такой картины, которая бы
синтезировала его представления об Урале, не столько передавая
вид какой-либо конкретной местности, сколько давая обобщен-
ный образ уральской природы, вобравший в себя многочислен-
ные конкретные наблюдения и переживания художника (работы
«Весенний сказ», «Урал в апреле», «Рабочий поселок», «На озе-
ре», все – 1969).
Одной из первых проб в этом направлении стал пейзаж «Пе-
ред грозой» (1967). Репин, как отмечает искусствовед Н. Казари-
359