Page 344 - Очерки истории культуры Урала
P. 344

ство» заключалось в придании универсальным образцам «ураль-
ского» облика. Рабочий вообще превращается в сталевара и метал-
лурга, изображение промышленного производства – в сцены «у
мартена» или в «горячем цеху», индустриальный пейзаж включает
узнаваемые очертания уральских заводов.

    Можно сказать, что изображение «героя труда» в 1940–
1950-е гг. было поставлено «на поток»: череда «знатных птичниц»
и «знатных сталеваров», «ремесленников» и «кузнецов», «ударниц
торфоразработок» и исторических героев перетекали из живописи
в скульптуру, из кинематографа в литературу.

    Хотя «уральский роман» не обрел еще собственной проблема-
тики, не нашел свою форму в 50-е годы появляются такие посвя-
щенные рабочему классу произведения, как «Улица сталеваров»
О. Марковой, «Первое дерзание» В. Очеретина, «Зрелость»
Н. Поповой, пьесы А. Салынского. Свердловский театр драмы
осуществил постановку инсценировки романа В. Очеретина «Са-
ламандра». Подлинное народное признание получают песни Евге-
ния Родыгина, в частности, ставшая знаменитой «Уральская ряби-
нушка» (1953).

    Широкую популярность приобретают в этот период жанровые
картины на, так называемые, морально-этические темы, стремя-
щиеся «силой искусства осудить явления, не достойные советских
людей». Публицистичность, однозначность позиции художника,
но, прежде всего, узнаваемость повседневных ситуаций и положе-
ний вызывали большой зрительский отклик. Велеречивым языком
академической живописи были представлены следующие сюжеты:
после томительного ожидания жена встречает возвращающегося
домой пьяного мужа (Б. Волков «Доставлен на дом», 1954); игрют
в домино отдыхающие в уральском санатории (И. Нестеров «На
отдыхе», 1955), старшеклассники и суворовцы отдыхают в сквере
у Оперного театра (В. Зинов «Юность», 1949). Всесоюзную из-
вестность среди работ этого рода получила картина А. Бурака «К
сыну за помощью» (1954), изображающая момент посещения по-
жилой женщиной сына и невестки, погрязших «в мещанстве», и
работа пермского художника П. Оборина «Первый успех» (1954),
репродуцировавшаяся в журнале «Огонек».

                                                343
   339   340   341   342   343   344   345   346   347   348   349