Page 343 - Очерки истории культуры Урала
P. 343

венности». Роль блюстителей этих норм и соответствующего по-
рядка в художественной жизни принадлежит Союзу писателей,
Академии художеств (образованной в 1947 г.) и другим подобным
организациям. Все, что не подходило под заданный «стандарт»,
квалифицировалось как «формалистический антипатриотический
уклон», а из этого в тех условиях следовали административные
выводы.

    В уральском искусстве, как и вообще в искусстве соцреализма,
важнейшим признается историко-революционный жанр. Главным
для региона стала разработка образа Я. Свердлова, «верного со-
ратника вождя». При создании этих произведений использовались
уже отработанные в композициях, посвященных Сталину и Лени-
ну, схемы и сюжетные ходы: он и «вожди», он и «простые люди»,
его революционная деятельность («В. И. Ленин и Я. М. Свердлов
на площади Революции в 1918 году», «Ленин у больного Свердло-
ва» (художник В. С. Зинов), «Я. М. Свердлов в Орле» (художник
В. А. Терехин), «Побег Я. М. Свердлова из нарымской ссылки»
(художник Б. В. Волков). Свердлов предстает в этих работах то,
как человечный, мудрый собеседник, то, как герой (почти былин-
ный богатырь), способный вступить в схватку с природной стихи-
ей, то, как горячий партийный пропагандист.

    Образ Свердлова дополняет галерея других профессиональных
революционеров – Р. Землячки, Артема (Ф. Сергеева), пермских
большевиков-подпольщиков – А. Борчанинова, А. Юрша, руково-
дителей вооруженного восстания 1905 г. в Мотовилихе188.

    Продолжается работа над картинами с «производственными
мотивами». Обычно это изображение рабочих в заводских интерь-
ерах. К числу таких произведений относилась картина
Б. Смирнова «Передовики ВИЗа» (1947) и появившиеся вслед за
ней «Сталевары» (1949) Д. Ионина, «В мартеновском цехе» (1949)
В. Васильева, «Плавка выдана» (1956) А. Бурака и др. Челябин-
ский художник Г. Соловьев завершает начатую еще в довоенный
период серию индустриальных пейзажей «История Магнитогор-
ска» (1932–1957).

    В рамках данного направления утверждается образ рабочего-
героя, идеальный «портрет-тип» с постоянным набором скорее со-
циальных, чем личностных характеристик. Допускаемое «творче-

188 Эта традиция будет продолжаться вплоть до 1960–1970-х гг., когда будут
созданы, к примеру, картины «Заседание Пермского комитета РСДРП» (ху-
дожник – И. Можарская, 1965), «Артем в тюрьме» (художник – А. Демин,
1963).

                                                342
   338   339   340   341   342   343   344   345   346   347   348