Page 316 - Очерки истории культуры Урала
P. 316

ная. Глядит Данилушка, а стен никаких нет. Деревья стоят высо-
ченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые
мраморные, которые из змеевика-камня… Ну, всякие… Только жи-
вые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и голк да-
ют, как галечками кто подбрасывает. Понизу трава, тоже каменная.
Лазоревая, красная… разная… Солнышко не видно, а светло, как
перед закатом. Промеж деревьев-то змейки золотенькие трепыха-
ются, как пляшут. От них и свет идет» («Каменный цветок»).

    Этот мир неоднороден, он представляет собой причудливую,
еще не проясненную иерархию «низших» образов народной демо-
нологии и проявлений высших духовных сил: где-то здесь трудят-
ся горные мастера, отсюда появляется Полоз, Огневушка-
поскакушка, бабка Синюшка. Но центральным образом, олицетво-
рением этого царства выступает, безусловно, сама Малахитница,
Хозяйка горы (образ которой, не встречающийся прежде ни в
фольклоре, не в литературе Урала, следует считать большой твор-
ческой удачей Бажова). Она может предстать в любом обличии,
все недра находятся под ее властью, она их духовная сущность
(гора – это ее «железная шапка»).

    Благодаря этому в сказах Бажова весь окружающий человека
мир представляется одушевленным, одухотворенным, живущим
своей сокровенной жизнью, по своим, неведомым человеку, зако-
нам. Одухотворенными становятся отношения человека с Землей,
с камнем (характерно: «малахит тятиной работы» и в царицыном
дворце в «Сам-Петербурхе» принимает и скрывает Танюшку из
«Малахитовой шкатулки»; словно сквозь камень уходит от погони
Андрюха из сказа «Две ящерки»). Обращение к земным недрам
превращается в общение с Душой земли.

    Столкновение с неведомым вызывает напряженно-насторо-
женное ожидание. Ибо про «тайную силу» известно, что «худому
с ней встретиться на горе, и доброму – радости мало». С одной
стороны, даже удача (обнаружилась золотоносная жила, в забое
«пошел» малахит) наводит на мысль о колдовстве, ведунстве, ма-
гии, о том, что человек «продал душу нечистой силе» (не случай-
но старый солдат из сказа «Про великого Полоза» пользуется ка-
кими-то привезенными невесть откуда книгами и носит прозвище
Чертозная), с другой стороны, нет в сказах никакого намека на то,
что на отношения с самой Хозяйкой могут хоть как-то повлиять
«книги», заговоры.

    Она любит испытывать людей. Ее главный критерий – нравст-
венная чистота человека, Хозяйка благоволит к людям «простых

                                                315
   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320   321