Page 315 - Очерки истории культуры Урала
P. 315

пишет он свои произведения в то время, когда саму историю доре-
волюционного Урала хотели представить как историю «каторжно-
го края», где не было и не могло быть ничего положительного.

    Будущий писатель родился в Сысертском заводе, его детство
прошло в заводских поселках, ныне городах, Сысерти и Полев-
ском. Мальчиком слушал он рассказы полевского сказителя Хме-
линина о нелегкой жизни уральских мастеровых, старателей, уг-
лежогов.

    К своим главным книгам – уральским сказам – писатель шел
долго. После учебы в Екатеринбургском духовном училище и
Пермской духовной семинарии преподавал, работал в газете.

    Первое издание сборника сказов «Малахитовая шкатулка», со-
стоящего из 14 сказов, вышло в год шестидесятилетия писателя, в
1939 г. Впоследствии в прижизненных изданиях писателя количе-
ство сказов колебалось от 32 до 50.

    Обращаясь к фольклорной истории Урала, Бажов создает не
картину «каторжного края», а открывает его как некий особенный
мир. Вопреки устоявшемуся мнению о том, что главной темой Ба-
жова являлось изображение труда рабочих, следует обратить вни-
мание на то, повествование большинства его сказов, написанных в
30-е гг., строится вокруг отношений человека и многоликой «тай-
ной силы», сама жизнь многих персонажей разворачивается ис-
ключительно как отношения с этой «силой».

    В его сказах чудесное столь же реально, как и сама действи-
тельность, точнее, выступает стороной этой действительности (от-
сюда всегда подчеркнутая конкретность места и обстоятельств
происходящих событий). Возникновение в сказах мира Хозяйки
Медной горы происходит без насилия или какой-либо искусствен-
ности. Напротив, столкновение с ним всех центральных бажовских
персонажей происходит с неизбежной закономерностью: люди са-
ми спускаются в гору, отправляются на поиск сокровищ, стремятся
постичь душу камня. В сказах постоянно присутствуют часто со-
всем, казалось бы, малозаметные персонажи, вроде «ветхого ста-
ричонки», верящего в существование каменного цветка, через ко-
торых поддерживается постоянная связь с тем, другим миром.

    Тайное горное царство у Бажова – это инобытие, открывающее-
ся на грани сна и яви, когда человек оказывается на пределе своих
физических и моральных сил, иногда – между жизнью и смертью.
Это не аналогия мифологического царства мертвых, а скорее некая
высшая реальность (и писатель всячески подчеркивает, что она жи-
вая): «Скала и поднялась. Тут и зашумело что-то, как осыпь земля-

                                                314
   310   311   312   313   314   315   316   317   318   319   320