Page 313 - Очерки истории культуры Урала
P. 313

Мне представились рабочие этого завода, представилась пора про-
буждающегося самосознания рабочих». Как в историческом рома-
не Иогансон сочетает в своей картине эпический и психологиче-
ский планы. Выстраивая композицию картины по законам теат-
ральной мизансцены, он подчиняет ее задаче раскрытия конфликта
главных героев – рабочего и заводчика – как центральной колли-
зии всей уральской истории.

    В литейной, освещенной лишь огнем горна, где лица рабочих
неразличимы во мраке, между главными действующими лицами
разворачивается поединок, психологическая дуэль. Взгляды всех
присутствующих устремлены на заводчика, но главной фигурой в
картине оказывается сидящий на переднем плане рабочий. Его тя-
желый взгляд не только парирует все исходящее от заводчика. Он
словно прожигает хозяина, создавая такую силовую линию, кото-
рая, кажется, способна вытолкнуть фигуру последнего вне про-
странства цеха, за рамки картины. Остальные действующие лица
живописного полотна своим присутствием лишь оттеняют напря-
жение и драматизм этого едва скрываемого противоборства.

    Художник стремится подчеркнуть внутреннюю неуверенность
заводчика рядом с главным героем картины. Как вспоминал позже
Б. Иогансон, «на первоначальном эскизе фигура капиталиста
слишком значительна, слишком твердо стоит на ногах, фигура ра-
бочего слаба. В картине я хотел изобразить хозяина не твердо
стоящей фигурой, а опирающейся на палку, тогда как фигура ра-
бочего тверда». Живописно-пластическими средствами художник
придает изображению сидящего рабочего подчеркнутую монолит-
ность и мощь. «...Зрителю нетрудно представить себе, каким бога-
тырем явится он, если разогнет спину и станет во весь рост. Пре-
красно его лицо с правильными, хочется сказать – классическими
чертами, оно написано превосходно, как и вся фигура рабоче-
го»165, – отмечалось искусствоведами.

    Вывод, который должен сделать зритель, рассматривая карти-
ну, является результатом умелой режиссуры. В приобретающих
символический смысл типических образах центральных персона-
жей представлен старый мир, раздираемый непримиримыми клас-
совыми противоречиями. Но то, как написан образ рабочего не ос-
тавляет сомнения в том, на чьей стороне историческая справедли-
вость, и как в перспективе времени будет разрешен этот классовый
конфликт.

165 Сопоцинский О. Борис Владимирович Иогансон. – М., 1973. – С. 30.

                                                312
   308   309   310   311   312   313   314   315   316   317   318