Page 271 - Очерки истории культуры Урала
P. 271

памятника Ленину у Смольного в Ленинграде). По замыслу Фро-
лова, вождь должен стоять на сложной пирамиде: сначала стопа
книг в виде семи ступеней, с четырех сторон обрамленная раскры-
тыми страницами с цитатами из произведений Ильича, далее –
земной шар, а на нем – уже сам Ленин. Используемые материалы –
мрамор, гранит. Памятник В.И. Ленину с большой торжественно-
стью был установлен 7 ноября 1925 г.

    Скульптурное творчество С. Эрьзи
    Среди монументального искусства первых послереволюцион-
ных лет особое место занимает творчество С.Д. Эрьзи.
    Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) (1876–1959) родился в
крестьянской семье. Свой необычный псевдоним он взял по назва-
нию одного из мордовских племен.
    В 1902–1906 гг. учился в Московском училище живописи, вая-
ния и зодчества, затем провел несколько лет в Италии и Франции.
В начале первой мировой войны вернулся в Москву. В 1918–
1920 гг. работал на Урале в с. Мраморском и в Екатеринбурге.
Преподавал в Свободных художественных мастерских, возглавлял
художественно-промышленную школу, был руководителем «по
художественной части» Екатеринбургской гранильной фабрики.
    Создал скульптуры «Ева» (1919, мрамор), «Спокойствие»
(1919, мрамор), «Голова Карла Маркса» (1919, мрамор), «Памят-
ник уральским коммунарам» (1920, гипс, железо), «Памятник Ве-
ликому кузнецу Мира» (1920, гипс), «Памятник Освобожденному
труду» (1920, мрамор).
    В 1921–1926 гг. работал в Новороссийске, Батуми, Баку и Мо-
скве. В середине 20-х гг. уезжает за границу. Живет сначала в Па-
риже, затем переезжает в Буэнос-Айрес. Он принимает участие во
многих международных выставках. Проходят и персональные вы-
ставки скульптора. В 1950 г. он возвратился в Советский Союз.
Произведения Эрьзи хранятся в различных музеях мира. Большая
часть в настоящее время находится в Мордовском республикан-
ском музее изобразительного искусства.
    Романтика первых послереволюционных лет, ожидание корен-
ного переустройства самой жизни привели Эрьзю на Урал. В
1918 г. он поселяется в с. Мраморском – старинном центре добычи
и художественной обработки уральского мрамора. В 1919 г. Эрьзя
выдвигает мысль об организации на Урале Красной академии
скульптуры. «Нам нужно здесь среди мрамора положить начало

                                                270
   266   267   268   269   270   271   272   273   274   275   276