Page 271 - Очерки истории культуры Урала
P. 271
памятника Ленину у Смольного в Ленинграде). По замыслу Фро-
лова, вождь должен стоять на сложной пирамиде: сначала стопа
книг в виде семи ступеней, с четырех сторон обрамленная раскры-
тыми страницами с цитатами из произведений Ильича, далее –
земной шар, а на нем – уже сам Ленин. Используемые материалы –
мрамор, гранит. Памятник В.И. Ленину с большой торжественно-
стью был установлен 7 ноября 1925 г.
Скульптурное творчество С. Эрьзи
Среди монументального искусства первых послереволюцион-
ных лет особое место занимает творчество С.Д. Эрьзи.
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) (1876–1959) родился в
крестьянской семье. Свой необычный псевдоним он взял по назва-
нию одного из мордовских племен.
В 1902–1906 гг. учился в Московском училище живописи, вая-
ния и зодчества, затем провел несколько лет в Италии и Франции.
В начале первой мировой войны вернулся в Москву. В 1918–
1920 гг. работал на Урале в с. Мраморском и в Екатеринбурге.
Преподавал в Свободных художественных мастерских, возглавлял
художественно-промышленную школу, был руководителем «по
художественной части» Екатеринбургской гранильной фабрики.
Создал скульптуры «Ева» (1919, мрамор), «Спокойствие»
(1919, мрамор), «Голова Карла Маркса» (1919, мрамор), «Памят-
ник уральским коммунарам» (1920, гипс, железо), «Памятник Ве-
ликому кузнецу Мира» (1920, гипс), «Памятник Освобожденному
труду» (1920, мрамор).
В 1921–1926 гг. работал в Новороссийске, Батуми, Баку и Мо-
скве. В середине 20-х гг. уезжает за границу. Живет сначала в Па-
риже, затем переезжает в Буэнос-Айрес. Он принимает участие во
многих международных выставках. Проходят и персональные вы-
ставки скульптора. В 1950 г. он возвратился в Советский Союз.
Произведения Эрьзи хранятся в различных музеях мира. Большая
часть в настоящее время находится в Мордовском республикан-
ском музее изобразительного искусства.
Романтика первых послереволюционных лет, ожидание корен-
ного переустройства самой жизни привели Эрьзю на Урал. В
1918 г. он поселяется в с. Мраморском – старинном центре добычи
и художественной обработки уральского мрамора. В 1919 г. Эрьзя
выдвигает мысль об организации на Урале Красной академии
скульптуры. «Нам нужно здесь среди мрамора положить начало
270