Page 268 - Очерки истории культуры Урала
P. 268

ных работников, организующих драмкружки. На выставке посети-
тели знакомились со сценическими конструкциями, рекомендо-
ванными пьесами для постановки, учились работать с оборудова-
нием сцены, организовывались показательные выступления.

    Неизменным успехом пользовались инсценировки «Деревен-
ские вечерки», кукольный театр для красноармейцев и шумовой
оркестр, в составе которого были такие инструменты, как гармош-
ка однорядная, ухват, кастаньеты, барабан самодельный из корча-
ги, свистки, коса, наждачное точило, лист железа, веник, коло-
кольчики, губная гармошка и граммофонная труба.

    В отзывах на выставку можно было прочитать, что «вся вы-
ставка производит впечатление большой любви к делу, знания те-
атра и является чрезвычайно полезной для всех работников само-
деятельного театра»125.

    «О снятии памятников, воздвигнутых…»
    Первые памятники советских лет стали создаваться в соответ-
ствии с ленинским планом монументальной пропаганды.126 По-
добная программа на Урале, одобренная Москвою, была разрабо-
тана большевиком В. Быковым. Устанавливались мемориальные
доски, отлитые на Каслинском заводе, которые должны были уве-
ковечить память основоположников научного коммунизма
(К. Маркса и Ф. Энгельса), выдающихся деятелей революционного
рабочего движения (К. Либкнехта и Р. Люксембург), героев Граж-
данской войны. Чугунная плита имела следующий вид: в верхней
части – барельефный портрет, в нижней – текст. На мемориальной
доске, посвященной К. Марксу, текст был поэтическим.
    По воспоминаниям очевидцев, для открытия мемориальных
досок был разработан особый церемониал: «Доска, украшенная
хвойными ветками, освобождалась от закрывающего ее щита, пе-
ред ней склонялись красные знамена с черной каймой, оркестр иг-

125 Постоянная теавыставка. – Свердловск, 1928. – С. 37–38.
126 Еще весной 1918 г. в ходе гражданской войны, когда только решалась судь-
ба советской власти, Совет Народных Комиссаров принимает декрет «О сня-
тии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов
памятников Российской социалистической революции», получивший извест-
ность как ленинский план монументальной пропаганды.

                                                267
   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272   273