Page 276 - Очерки истории культуры Урала
P. 276
тины художники «Мира искусства», поэты (и символисты, и их
младшие современники акмеисты); создавались многочисленные
образы былинных героев, мифологических персонажей, причем
самым «популярным» был образ Перуна. В 1914 г. Субботин соз-
дает панно «Песнь Перуну».
Вернувшись в 1918 г. на Урал, Субботин окунается в привыч-
ную обстановку. В живопись Субботина возвращаются кудымкар-
ские мотивы. Натурные зарисовки, акварели бытового жанра и
пейзажи продолжают одну из важнейших в творчестве тем – кре-
стьянскую, начатую картинами «В поле», «Паужина», «Ау-у!»,
вроде бы бытовых по тематике, но совершенно лишенных «быто-
визма в смысле обыденности, серости, прозаичности. Художник
будто сдувает пыль с поверхности явлений, и они загораются чис-
тыми яркими красками»132.
В своих творческих поисках Субботин-Пермяк был близок к
кубофутуристам, но аналитический, «сезанновский», подход к
форме сочетался в его работах с использованием выразительных
возможностей цвета и светописи.
Исследователь творчества художника О. Власова так описыва-
ет одну из его картин: «Город» Субботина-Пермяка современен,
но увиден как бы из будущего. Он показан при быстром движении
сверху, поэтому мостовых нет – только стены домов, наслаиваясь
друг на друга, образуют подвижную городскую среду с синевато-
затененными арками и солнечным лучом, прорвавшимся из глуби-
ны. Множество арок, переплетенных друг с другом, создают гиб-
кий и упругий рисунок, смягчающий геометрию города, изобра-
женного в картине Субботина с настоящим пафосом урбанизма,
светло и мажорно, в отличие от другого, вечернего городского
пейзажа, написанного в двух вариантах, с резкими контрастами
теплых и холодных тонов»133.
Особое внимание Субботин-Пермяк обращал на сохранение
коми-пермяцкой народной старины, народного искусства. В 1920
г. он ходатайствует перед Наркомпросом об открытии в Кудым-
каре краеведческого музея. Он собирает ткани, утварь, нацио-
нальные костюмы, привлекая к этой работе местных краеведов.
Было создано 6 альбомов коми-пермяцкой набойки, которые яв-
ляются уникальным собранием набоечного орнамента. Альбомы
хранятся в настоящее время в Историческом музее в Москве, в
132 Власова О. М. Художник П. И. Субботин-Пермяк. – Пермь, 1990. – С.57.
133 Там же. С.67.
275