Page 267 - Очерки истории культуры Урала
P. 267

В Перми и Екатеринбурге, Челябинске и Кургане устраивались
массовые инсценировки на площадях «из истории революционно-
го движения» (к примеру, в Оренбурге был поставлен спектакль
«Сцены из жизни крестьянского казака Емельяна Пугачева», в
Перми – «Польский фронт и трудовая повинность» и «Действо о
III Интернационале»). По Челябинской губернии ходили агитпоез-
да: литературно-инструкторский поезд им. Ленина и агитпоезд
«Октябрьская революция». Художественно-декоративное оформ-
ление их вагонов было выполнено в революционно-
футуристическом стиле в духе РОСТА123.

    Делались первые попытки создать новую советскую оперу.
Они заключались в том, что в классических операх заменяли ста-
рый, привычный текст новым «социально заостренным». Счита-
лось, что это должно изменить идейное содержание оперы. Так
«Гугеноты» Дж. Мейербера превращаются в «Декабристов», а
«Иван Сусанин» М. Глинки – в «Серп и Молот», где, по воле авто-
ров переделки, действие происходит во время войны с белополя-
ками, а Сусанин – советский крестьянин – погибает, не желая вы-
дать врагам месторасположение штаба Красной Армии.

    Широко известная опера Д. Пуччини «Тоска» получает новое
наименование «Борьба за коммуну». Сама же Флория Тоска,
итальянская певица, становится русской коммунаркой Дмитрие-
вой, художник Каварадосси – ее возлюбленным Арленом, а на-
чальник папской полиции барон Скарпья – палачом Парижской
коммуны генералом Галифе.

    При этом, естественно, возникло вопиющее противоречие меж-
ду музыкой Пуччини и новым текстом Виноградова. Так, на музы-
ку скорбной арии Каварадосси из последнего действия новое дей-
ствующее лицо Арлен вместо слов любви восхвалял победу рево-
люции»124.

    Понимая значение театрального искусства, властные структуры
уделяли особое внимание работе клубов, организующих рабочие и
крестьянские драмкружки. Так, в Свердловске при Уральском от-
деле народного образования в 1920-е гг. работала Уральская обла-
стная театральная выставка. Ее задачей было проводить «инструк-
тивную работу через печатную, устную, письменную консульта-
цию, а также наглядный инструктаж во всех его видах» для клуб-

123 Трифонова Г.С. Художественная жизнь Челябинска первой половины 20-х
годов // Музей и художественная культура Урала / Сб. докладов науч.- практ.
конф. – Челябинск, 1991. – С.59.
124 Келлер И. И. Репетиции. Спектакли. Встречи. – Пермь, 1977. – С. 34.

                                                266
   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271   272