Page 275 - Очерки истории культуры Урала
P. 275

туры», «История возникновения футуризма и его сущность» и
другие. В курсах обучения живописи обращалось внимание сту-
дентов на пространственное построение холста, на цветовое реше-
ние картины.

    Как позднее вспоминали ученики Субботина-Пермяка, «уча-
щиеся не имели яркого представления об искусстве, но жадно учи-
лись, целыми днями просиживали за рисунком и живописью, по-
сещали занятия «производственные» в мастерских гончарной, сто-
лярной, роговой, ткацкой. Вечерами долго не расходились, читали
монографии о знаменитых художниках.<…> Все это как бы осве-
тило, озарило нашу жизнь»131.

    В этом неистовом желании создавать «новое», когда «старое»
еще живо, нам видится великий смысл: строить новую жизнь было
возможно, только опираясь на достижения «старой» культуры. И
здесь нам видится попытка сохранять преемственность культуры
во время ее «слома». Этому способствовало то, что лучшие препо-
даватели вновь созданных художественных учебных заведений
были что называется «мастерами старой школы».

    Творчество П. Субботина-Пермяка
    Петр Иванович Субботин-Пермяк (1886–1923) родился в Ку-
дымкаре. Его предками по женской линии были коми-пермяки.
Окончив начальную школу, он по настоянию учителей был от-
правлен в Пермь для поступления в реальное училище.
    В 1907 г. уехал в Москву и поступил в императорское Строга-
новское художественно-промышленное училище, которое и кон-
чил в 1914 г. со званием художника 1 разряда (производственная
специальность – декоративная живопись). Педагогическая и худо-
жественная практическая деятельность началась еще во время
обучения в Строгановском училище.
    Первые опыты в масляной живописи были сделаны
П.И. Субботиным-Пермяком еще в 1906 г. Работы Субботина
1910-х гг. тесно связаны с поисками нового содержания и новых
форм в изобразительном искусстве того времени.
    Славянская тема в дореволюционном искусстве была чрезвы-
чайно популярной: древней русской истории посвящали свои кар-

131 Цит. по ст.: Скоморовская Н. В. Память культуры: Л. И. Тараканов // Искус-
ство Перми в культурном пространстве России. Век ХХ. – Пермь, 2000. –
С.287.

                                                274
   270   271   272   273   274   275   276   277   278   279   280