Page 266 - Очерки истории культуры Урала
P. 266

громленных Красной Армией и с горестью «вспоминающих ми-
нувшие дни».

    Каменные обелиски Московской и Сибирской застав были
оформлены лозунгами, флажками, гирляндами из пихты и порт-
ретами.

    У здания облоно на улице Розы Люксембург через дорогу ви-
село панно на военную тему, а на улице Степана Разина — панно,
изображавшее волжскую вольницу в походе. Оба эти панно напи-
сал Туржанский.

    Большие здания оформлялись портретами, плакатами, флаж-
ками, транспарантами, лозунгами. Портреты писали художники
А.И. Цветков и В.К. Славнин»121.

    В театре была поставлена пьеса «На заре нового мира» партра-
ботника С. Дерябиной, ставшей наряду с нижнетагильским рабо-
чим А. Бондиным «основоположником» советской драматургии на
Урале. Газета «Уральский рабочий», передавая содержание спек-
такля, писала: «Старик – «Седое время» – дремлет перед заперты-
ми на тяжелые замки воротами в светлое царство будущего, ожи-
дая наступления часа, в который он должен будет распахнуть их
перед освобожденным человечеством. Но часы истории обманули
его: Трудящиеся России не захотели ждать, разбили цепи векового
рабства и пришли к старцу сказать о том, что время настало, что
путь в царство будущего уже проложен, что новая жизнь началась
на земле.

    Рабочий и работница, крестьянин, красноармеец и юноша один
за другим рассказывают старику, как далеко вперед шагнула рево-
люция рабочих и крестьян, как растет мощь и сила Советской Рес-
публики. Долго не верил старик, что уже почти все сделано тру-
дящимися России для осуществления социализма на земле, но
факты убеждают его. Он вносит в книгу истории то, что услышал,
широко распахивает замкнутые ворота – и в царство будущего
входят широким потоком с пением «Интернационала», под Крас-
ным знаменем «толпы трудящихся».

    Спектакль имел огромный успех у рабочего зрителя. Газета за-
ключала: «Пролетарско-красноармейская публика, переполнявшая
зал театра, много раз бурными, несмолкаемыми аплодисментами
вызывала автора»122.

121 Сазонов Н.С. Записки уральского художника. – Л., 1966. – С. 56–57.
122 Цит. по кн.: Панфилов А.П. Театральное искусство Урала: 1917 – 1967. –
Свердловск, 1967. – С. 30–31.

                                                265
   261   262   263   264   265   266   267   268   269   270   271