Page 274 - Очерки истории культуры Урала
P. 274

С этой целью в провинции преобразуются уже имевшиеся
учебные заведения (Екатеринбургская художественно-промыш-
ленная школа была преобразована в Высшие государственные
мастерские), открываются специализированные учебные заведе-
ния, почва для открытия которых была подготовлена еще до ре-
волюции, но организация состоялась несколько позже, после за-
вершения Гражданской войны. Показателен пример создания ху-
дожественного училища в Перми.

    До революции пермский Научно-промышленный музей пытал-
ся открыть при себе курсы рисования и художественных ремесел,
но безуспешно. Возникали и разрозненные художественные сту-
дии, однако систематическое художественное образование начи-
нается в самом начале 20-х гг.

    В 1919 г. в Перми открылись Государственные художественно-
промышленные мастерские, ставшие, как отмечалось в местной
прессе, «базой художественного воспитания местного края». В ис-
кусстве видели «могучий фактор новой культуры», поэтому перед
художественными мастерскими ставились задачи «поднять общий
культурный уровень народа, дать элементарное художественное
образование путем школьного и внешкольного воздействия»130.

    Организация этих мастерских во многом состоялась благодаря
активной деятельности Петра Ивановича Субботина-Пермяка, та-
лантливого художника, приехавшего в Пермь «с мандатом упол-
номоченного по делам искусств Наркомпроса».

    Работу приходилось вести практически «на голом месте», за-
нимаясь и организацией занятий, и разрабатывая учебные про-
граммы и курсы. Большей частью это была работа «во имя идеи»,
не оплачиваемая, отнимавшая много сил. Субботин-Пермяк ощу-
щал создание мастерских как «работу во имя будущего», почти не
оставлявшей времени для самостоятельного творчества. Результа-
том его активной деятельности стала выставка 1920 г.

    Молодым художникам предлагались не только возможности
для творчества, но, что не менее важно, их знакомили с достиже-
ниями живописи прежних лет, они могли попробовать себя в раз-
личных живописных манерах. Среди лекций, прочитанных сту-
дентам в то время, были, к примеру, такие: «История развитая но-
вейших течений живописи», «От классицизма через натурализм к
импрессионизму», «Новые течения в живописи и их достижения
как следующий этап эволюционного развития живописной куль-

130 Цит. по кн.: Казаринова Н. В. Художники Перми. – Л., 1987. – С.21.

                                                273
   269   270   271   272   273   274   275   276   277   278   279