Page 269 - Очерки истории культуры Урала
P. 269
рал траурную мелодию. Затем выступали ораторы. В заключение
звучал «Интернационал»127.
В ходе революции по всей стране сносились памятники «ста-
рому режиму». На Урале памятников было немного. В числе глав-
ных – памятники царю Александру II Освободителю, поставлен-
ные, как правило, на народные деньги и находившиеся в централь-
ной части городов. Новая власть, по-видимому, вкладывала осо-
бый символический смысл, устанавливая памятники революции на
прежних постаментах.
Пермь. Памятник Борцам революции, участникам вооруженного
восстания 1905 г. в Мотовилихе. Автор – В. Гомзиков. 1920
Одним из первых скульптурных воплощений идеи революции
и в столице, и в провинции стала статуя Свободы. Короткая жизнь
этих статуй объясняется не только тем, что они возводились на-
спех и изготовлялись из недолговечного материала, но и тем, что
образ революции, который они олицетворяли, был слишком абст-
рактным. В Екатеринбурге на постаменте памятника Александру II
уже в 1920 г. появился памятник Освобожденному труду скульп-
тора С. Эрьзи, но и он просуществовал недолго. В Нижнем Тагиле
статую Свободы сменил в 1931 г. памятник Сталину.
127 Захаров С. А. Это было недавно… Записки старого свердловчанина. –
Свердловск, 1985. – С.18–19.
268