Page 211 - Очерки истории культуры Урала
P. 211

стоящей колокольни, к основанию которой впоследствии был при-
строен гостиный двор, и хором Строгановых.

    Хоромы были двухэтажными. Обычно первый этаж выполнял
хозяйственные функции, на втором – жили. При традиционной для
того времени планировке в хоромах видно влияние дворцовых по-
строек петровской эпохи.

    Здания ансамбля построены в первой трети XVIII в. В их уб-
ранстве видна близость дворцовым зданиям петровского времени
(во внешнем оформлении и планировке строгановских хором),
схожесть с собором в Нижнем Новгороде, хотя при сравнении ни-
жегородского и Спасо-Преображенского соборов видна меньшая
роскошь в отделке последнего.

    Троицкий собор в Верхотурье (1703–1710) был возведен арте-
лью каменщиков из Соликамска по проекту московского архитек-
тора Т. Гусева. Хотя он и выстроен в стиле «нарышкинского» ба-
рокко, но не повторяет московские образцы. Изменения касаются
и композиции храма: состоящее из трех частей (храм–трапезная–
колокольня) здание увенчивается пятиглавием.

    Храмы Москвы отличает белокаменная резьба. Троицкий со-
бор построен из кирпича, что определило характер декора, его
особую лаконичность и вместе с тем выразительность.

    Далматов монастырь был основан в 1644 г. на левом берегу
р. Исети при впадении в нее р. Течи на пересечении путей веду-
щих с запада на восток (из Поволжья и Прикамья в Тобольск) и с
юга на север (из казахских степей на Урал). Наряду с пограничным
крепостями Далматов монастырь выполнял важную военно-
стратегическую функцию.

    Первоначально постройки монастыря были деревянными, в на-
чале XVIII в. возводится каменный Успенский собор – первый на
Урале двухэтажный храм. На его возведении работали соликамцы,
ярославцы, выходцы из других мест. Многие приемы и формы
оформления собора Далматовского монастыря восходили к архи-
тектуре Верхотурья и Соликамска. С 40-х гг. XVIII в. основные
архитектурные элементы Успенского собора Далматовского мона-
стыря (крестообразное, сориентированное по частям света пяти-
главие, фигурные фронтоны, трехъярусная композиция фасада с
порталом и открытой галереей) и особенности декоративного уб-
ранства (наличники с колонками, несущими двухъярусные карни-
зы с завершением из спиралей или кокошников, угловые колонны
с капителями, фигурные кронштейны, зубчики и гирьки) стали
широко использоваться в храмовом строительстве Урала и Сиби-

                                                210
   206   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216