Page 17 - Очерки истории культуры Урала
P. 17

личностного феномена, акцентируются связи «человек – общест-
во», «мир культуры – мир природы». Сущностно значимым в ана-
лизе культуры становится понятие ценности (П. Сорокин), которое
лежит в основании культуры и является смыслообразующим фак-
тором ее развития.

    Для понимания характера культуры, на наш взгляд, важным
является исследование типа культуры, характера продуцируемого
культурой типа личности, аспектов самоидентификации человека в
культуре и систем самосознания культуры. Каждый из этих аспек-
тов так или иначе оказывался в поле зрения современной культу-
рологии. В частности, А. Гуревич обращался к средневековому
типу культуры; характер и специфику типа личности в культуре
Возрождения рассматривал Л. Баткин; проблемы художественного
сознания исследовал Л. Закс; феномен идентичности и механизмы
самоидентификации проанализированы в работе Е. Трубиной; соб-
ственно к проблемам региональной идентичности обращались
С. Сверкунова, Р. Туровский, В. Богомяков; проблему философии
как формы самосознания региона исследовала в своей работе, по-
священной австрийскому региону, Е. Черепанова.

    Поскольку исследование региональных культур в России нахо-
дится в стадии становления, нам кажется уместным предложить
методику анализа региональной культуры, которая могла бы стать
одним из ключевых элементов становящегося исследовательского
дискурса региональной культурологии.

    В процессах осмысления региона как специфического истори-
ко-географического пространства необходимо учитывать, как про-
исходит процесс его «выделения» из общего мира национальной
культуры. Особую роль начинают играть «адаптивно-
адаптирующие» механизмы культуры, действие которых можно
обнаружить, если обратиться к историческому опыту отдельных
людей и микросообществ. Содержательный анализ географиче-
ской среды дает материал об адаптации к конкретным природным
условиям, выработавшимся на протяжении исторического разви-
тия отдельной культурной общности и нашедшем свое воплоще-
ние в формах духовного освоения мира и в материальных артефак-
тах; обращение к исторической географии позволяет проанализи-
ровать феномен межкультурной коммуникации; описание ценно-
стно-нормативной системы, транслируемой обществом индивиду
и усваиваемой (или не усваиваемой) им, делает возможным свя-
зать воедино «ядро» культуры и его актуальное состояние; обра-

                                                 16
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22