Page 15 - Очерки истории культуры Урала
P. 15

ется, реализуется и обеспечивается человеческая деятельность. В
определениях культуры акцентируются ее надприродный харак-
тер, созданность человеком, механизмы регуляции социальных
отношений и поведения. Несмотря на множественность определе-
ний и подходов, практически всеми подчеркивается универсаль-
ность культуры, ее интегрирующая роль в социальной жизни.

    Понятие региональной культуры до самого последнего време-
ни применялось к локальным общностям, живущим на определен-
ной территории, в большей степени – по отношению к культурам
зарубежных стран. При этом слово «регион» использовалось в уз-
ком значении – «территория, на которой возникла и развивается
данная культура» (исследования, посвященные культурам Тихо-
океанского региона или странам Магриба, Латинской Америки
или Тропической Африки).

    Рассмотрение региональных культур на территории России
первоначально велось в ключе этнологических исследований, ско-
рее фиксирующих сохранившиеся до современности элементы
традиционной культуры отдельных народов. В последнее время
появляются работы, связанные с обращением к культуре Сибири,
Урала, Дона, Русского Севера, рассматривающие отдельные горо-
да-мегаполисы – Москву и Санкт-Петербург – как специфические,
продуктивные в культурном отношении, феномены (А. Быкова,
В. Рыженко, Л. Шамес). В то же время необходимо отметить, что
эти исследования носят разрозненно-разобщенный характер, сви-
детельствующий о процессе становления новой области научного
знания, первоначальный этап которого связан с накоплением ма-
териала и первыми попытками его систематизации.

    Симптоматичным, на наш взгляд, является исследование ре-
гиональной художественной культуры, которую в силу сложив-
шейся традиции можно рассматривать как индикатор происходя-
щего в региональной культурологии прежде всего потому, что
именно явления искусства и художественная жизнь зачастую ре-
презентируют всю культуру целиком. Отличительными особенно-
стями становятся, с одной стороны, феномены, несущие на себе
так называемый местный колорит; с другой, то, что повторяет дос-
тижения «столичного искусства» на провинциальной почве. Об
особом сибирском стиле – «сибирике» – в профессиональном ис-
кусстве говорит, в частности, Р. Боровикова в работе «Типологи-
ческие черты художественной культуры Сибири» (Новосибирск,
1999), подчеркивая, что он нашел свое воплощение, по преимуще-
ству, в сюжетах произведений; рассматривая культуру Дона, ее

                                                 14
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20