Page 22 - Очерки истории культуры Урала
P. 22
сальных категорий, позволяющих более или менее целостно опи-
сать окружающий человека мир. На протяжении ХХ в. философа-
ми и культурологами были предложены модели, связанные с ос-
мыслением пространства: земное или географическое пространст-
во рассматривалось как проявление архетипов сознания
(М. Элиаде); появились исследования, обращающиеся к «близко-
му», освоенному человеком географическому пространству
(Г. Башляр); анализируются связи физического и социального про-
странства, механизмы «присвоения» (П. Бурдье); само пространст-
во философской рефлексии стало «географизироваться» (М. Фуко,
Ж. Делез, Ф. Гваттари), наполняя дополнительными смыслами
пространство жизни; анализ семантики пространственных образов
(«топос» и «логос» семиотической школы) дал еще одну возмож-
ность к пониманию взаимообусловленности мира культуры и мира
природы. Особое место заняли исторические исследования, свя-
завшие географическое пространство и культуру, возникающую в
его координатах (А. Тойнби, Л. Гумилев).
Другой вектор изучения пространства представлен в географи-
ческой науке, где само «описание Земли» также претерпевает зна-
чительные изменения: от конкретных описаний «места» (работы,
написанные в жанре путевых заметок) до попыток осмыслить гео-
графию как некий «образ пространства», в его целостности и
взаимообусловленности частей. Создание «географического об-
раза мира» тесно связан с картой как его зримым воплощением, с
одной стороны, и сближается с почти художественной задачей со-
зидания целостного представления о реальности, с другой (приме-
ром может служить геоисторическое описание Франции, сделан-
ное Ф. Броделем). Обретающая на наших глазах все больший вес
«культурная география», или геокультурный подход в науке по-
зволяет говорить о продуктивности целостного анализа природно-
географических условий жизни и форм культуры, возникающих в
конкретном пространстве, обусловливающих идентичность людей,
здесь живущих.
Введение понятия «культурный ландшафт» позволяет совре-
менным исследователям анализировать природу и культуру в их
единстве и тесном взаимодействии. Р. Туровский, в частности, от-
мечает: «…человек и его культура формировались во взаимодей-
ствии с природой, и исключать природу из культурного ландшаф-
та столь же некорректно, как исключать из природного ландшафта
человека. Известно, что многие обычаи, нравы населения разных
земель возникли в результате адаптации человека к природным
21