Page 19 - Очерки истории культуры Урала
P. 19
когда люди активно осваивают территорию в ходе практической
деятельности и начинают ее осознавать как «свою»1.
Жители из разных областей страны, являясь носителями, с од-
ной стороны, «материнской культуры», с другой, привнесенных в
нее особенностей, связанных с местом прежнего проживания (это
лучше всего представить на примере языка, существующего как
единый, общий для всех носителей, и диалектный, характерный
для данной местности), стремятся адаптироваться к конкретным
формам существования, однако сохраняют в различных культур-
ных формах (от одежды и жилища до языка и обрядности) черты
прежней жизни.
На следующем этапе начинает осознаваться «связь с местом»,
выражающаяся в определенных способах хозяйствования, в орга-
низации социальной жизни. Вступая в межкультурную коммуни-
кацию с коренными народами и переселенцами из других регио-
нов, люди начинают осознавать собственную идентичность имен-
но как людей, живущих в данном пространстве. На этом этапе
формы жизни еще несут особенные черты тех мест, из которых
переселились люди. Этот этап можно рассматривать как переход-
ный от культуры региона к региональной культуре.
Четвертый этап отличается тем, что люди, живущие в конкрет-
ной территории, воспринимают ее как свою родину, происходит
обретение региона как «смысла-для-себя». Характер производства
и социальной жизни, осознание собственной особенности и значи-
мости в судьбе страны, сформировавшийся этос и нашедшие свое
воплощение эстетические ценности – все это дает право называть
культуру жителей конкретного региона региональной.
Следующий этап связывает национальную и региональную
культуру новыми по характеру связями: не представляя себя вне
«большого целого», регион ощущает собственную значимость и
стремится влиять на судьбу «целого». Таким образом, он на этом
этапе превращается в форму существования национальной культу-
ры, одновременно обеспечивая ее развитие, сохранение внутрен-
1 Условность выделения этапов трансформации национальной культуры в культу-
ру региона и региональную культуру заставляет нас несколько раз обращаться к
«символическому» освоению нового места жительства. Поскольку смысл предла-
гаемый (расширение границ страны) далеко не всегда становится для человека
смыслом-для-себя, а значит, чтобы стать символической ценностью, регион дол-
жен войти в сознание его жителей как необходимое, а зачастую и единственно
возможное, место существования.
18