Page 16 - Очерки истории культуры Урала
P. 16
исследователи акцентируют внимание на работах, посвященных
казачеству (Т. Абрамова). При всей ценности таких исследований,
они, к сожалению, не выходят на новый качественный уровень,
связанный с осмыслением логики развития региона как специфи-
ческой формы существования локальной культуры внутри культу-
ры страны.
В последнее время появились работы, анализирующие различ-
ные аспекты бытия региональной культуры: аспекты микрорегио-
нального типа культуры, связывающие социокультурный и хозяй-
ственно-экологический аспекты ее бытия (Е. Шаповалова), про-
блему соотношения универсального и идиоэтнического
(Л. Даниленко), локальные варианты внутри региональной культу-
ры как целостности (Г. Казакова), вопросы, связанные с архитек-
тоникой культурного пространства (Т. Ляпкина). Нами был прове-
ден анализ феномена региональной культуры как особого бытия
общенациональной культуры и как самосознания регионального
сообщества.
Мы понимаем под региональной культурой – вариант общена-
циональной культуры и одновременно самостоятельное явление,
обладающее собственными закономерностями развития и логикой
исторического существования. Ее отличает наличие своего набора
функций, продуцирование специфической системы социальных
связей и собственного типа личности, способность оказывать влия-
ние на общенациональную культуру в целом. За дифференциацией
понятий кроется понимание, что существуют формы и механизмы,
которые превращают культуру региона в региональную культуру.
С другой стороны, это позволяет включить понятие региональной
культуры в типологический ряд историко-культурных явлений.
В основе осмысления региональной культуры лежит представ-
ление о культуре как единстве мира человека и мира социума, по
сути, опредмеченного исторического опыта человечества, прелом-
ляющегося в конкретном бытии индивидуального мира человека.
Опосредующей системой становится социальный мир во всем
многообразии его связей (в его историческом и современном бы-
тии, существующий в определенных географически закрепленных
координатах). Единство этих миров позволяет описывать культу-
ру как социально-личностный феномен, разворачивающийся в ис-
тории. В работах отечественных философов и культурологов
А. Ахиезера, Л. Баткина, Г. Гачева, П. Гуревича, Б. Ерасова, М. Ка-
гана, Л. Когана, И. Кондакова, А. Флиера и других предлагаются
методологические основы анализа культуры как социально-
15