Page 13 - Очерки истории культуры Урала
P. 13

ционального характера и картины мира в контексте ценностного
подхода (К. Клакхон, Р. Редфильд).

    Историческая составляющая исследований регионов России в
современной науке занимает все более значительное место. И если
в прежнее время историческая наука тяготела к масштабным ис-
следованиям, связанным с осмыслением макропроцессов (движу-
щих сил истории, истории государств и политических систем), то в
настоящее время акцент делается на анализ микросообществ, ло-
кальных явлений, входящих в контекст мировой истории необхо-
димым составным элементом: особое внимание уделяется введе-
нию новых фактов, осмыслению истории повседневности, введе-
нию в научный оборот новых документов, характеризующих про-
цессы, происходившие в «местной» истории. Историко-
краеведческие исследования смыкаются с этнологическими, когда
происходит осмысление кроссэтнических процессов, обусловли-
вающих специфику развития региона. Наряду с историографиче-
ской работой, связанной со сбором материалов, интерпретацией
архивных источников и музейных артефактов, делаются попытки
осмысления методологии исследования местной истории, акцен-
тируется специфическое понимание региона не столько как «тер-
ритории», сколько как «микросообщества», совокупности людей,
осуществляющих определенную историческую деятельность. Осо-
бое место занимают исследования локальной истории.

    Наиболее продуктивными, на наш взгляд, сегодня являются
исследования в сфере научной, образовательной, эстетической
деятельности людей, проживающих в конкретном регионе. По-
пытки описывать региональные философские школы достаточно
успешны, когда они касаются зарубежной философии, в плоскости
«внутренней регионалистики» к ним только начинают подходить.
Изучение региональных научных школ и образовательных систем
в настоящее время ведется в рамках истории образования и науки.
В работах Л. Андрюхиной, А. Кислова, Н. Рыбакова и других раз-
рабатываются проблемы регионального образования, определяют-
ся его специфика, цели и задачи. Художественная составляющая
региональной жизни в современных исследованиях находится, по
преимуществу, в плоскости изучения местных художественных и
литературных школ, творчества отдельных художников, делая по-
пытки вписать их в контекст национальной культуры.

    Несколько иной ракурс в исследовании регионов наблюдается
в современной географической науке в связи с новым направлени-
ем – гуманитарной географией. Сегодня происходит становление

                                                 12
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18