Page 12 - Очерки истории культуры Урала
P. 12

кова, Ю. Голика, В. Карасева, А. Попова и других утверждается
связь проблем регионального развития с проблемами политико-
административного развития страны. Не отрицая продуктивности
такого рода исследований, отметим, что они принадлежат плоско-
сти «прикладной политики» и не рассматривают закономерности
развития регионов, констатируя лишь их современное состояние.

    Новый уровень анализа региональных систем связан с осмыс-
лением этнокультурных различий. Двунаправленный процесс
(описание и осмысление этнического разнообразия исследовате-
лями, принадлежащими данным этнокультурам, и попытки созда-
ния типологических исследований) обогащают процесс анализа
региональной специфики России (не случайно в связи с этим поя-
вившееся определение «Россия как десять стран», отличающихся
географически и культурно). Особую актуальность приобретает
анализ национальных отношений в регионах, в том числе и как
определенный фактор нестабильности социальной жизни.

    Собственно этнологические исследования в очень большой
степени носят констатирующий характер, фиксируя этнокультур-
ные различия, рассматривая культуру либо как замкнутую систе-
му, либо сосредоточиваясь на кроссэтнических связях, нашедших
свое воплощение в артефактах, способах коммуникации, взаимных
оценках представителей различных этнических групп.

    Интерес представляют исследования в области этнопсихологии
и антропологии. Обращаясь к проблемам «этнической картины
мира», «этнических констант» в контексте осмысления специфики
традиционной культуры, этнопсихологи фиксируют особенности
механизмов этнической самоидентификации, рассматривают адап-
тационно-деятельностные модели человеческого поведения, ана-
лизируют механизмы самоструктурирования этноса (наиболее пер-
спективными направлениями исследований в этнопсихологии ста-
новятся междисциплинарные – связывающие собственно пробле-
мы этнологии и психологии с проблемами функционирования
культуры. Такой подход в отечественной науке характерен, в част-
ности, для работ С. Лурье, которая, опираясь на европейскую и
американскую традицию, пытается обозначить новые рубежи для
науки: единое философско-культурологическое поле составляют
исследования этнической культуры как целостности (Ф. Боас),
изучение культуры и психологии в комплексе (М. Мид), исследо-
вание личностных структур (А. Кардинер, Дж. Уайт), психоанали-
тическая антропология (Г. Рохейм, Ж. Дерево), исследования на-

                                                 11
   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17