Page 150 - Очерки истории культуры Урала
P. 150

вестны подносы самых разных форм: прямоугольные, с прямыми,
закругленными или сдвоенными углами, восьмигранные со сре-
занными углами, с приклепанными ажурными бортами, был даже
шестнадцатигранный поднос, а еще овальные, круглые, квадрат-
ные...

    Подносы, изготовленные мастерами Нижнего Тагила, имеют
такую же художественную ценность, как, к примеру, широко из-
вестные жостовские. Подносы были двух типов: подносы-картины
и собственно подносы. Они различались по характеру использова-
ния: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли
столешницу), «чайные», «рюмочные»...

    Подносы украшались «декоративной цветочной росписью»,
значительное место занимали «декоративные разделки» – роспись
«под малахит», «под черепашку», «под дерево».

    Подносы-картины использовали для украшения жилища. Их
можно было встретить и в домах ремесленников, и в недорогих
гостиницах. На них зачастую изображались пейзажи, истории из
жизни, натюрморты.

    Сюжеты, использовавшиеся мастерами, при росписи подносов,
чаще всего представляли собой сцены героического и романтиче-
ского содержания: «Спасение Петром моряков на Ладожском озе-
ре», «Ассамблея Петра», «Прощание Гектора», «Прием Наполео-
на», писали на библейские темы или создавали батальные сцены.
При выборе сюжета художников привлекала возможность созда-
вать яркие декоративные панно. Живописные изображения обрам-
лялись красной и черной полосой с орнаментальным пояском, а
также богатым золоченым узором.

    Слова «тагильский поднос» в первую очередь ассоциируются с
«уральским букетом» – цветочной росписью по металлу. В период
расцвета промысла было два направления цветочной росписи –
одно тяготело к классической миниатюре (в миниатюрной живо-
писи работал один из наиболее одаренных тагильских художников
XIX в. Исаак Худояров), другое – к народной росписи. Оба на-
правления сосуществовали, обогащая друг друга. Краски для рос-
писи изготовляли из местных минералов и глин. Фон был красно-
коричневый, зеленый или синий, в росписи применялись оранже-
вые, белые, сине-голубые, желтые, темно-коричневые и черные
тона.

    Последовательность выполнения росписи была следующей:
сначала наносились основные живописные пятна, затем проводи-
лась их живописная разработка тенями и пробелами, а оконча-

                                                149
   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154   155