Page 152 - Очерки истории культуры Урала
P. 152
писцами. Это ремесло под влиянием местных условий получило
новое направление, становясь по преимуществу светским.
О династии уральских живописцев подробно рассказывается в
книге Б. Павловского «Крепостные художники Худояровы». При-
ведем лишь некоторые факты. Родоначальником семьи считают
Андрея Степановича Худоярова (1722–1804), владевшего специ-
альной мастерской по росписи железных изделий. Его сыновья,
Вавила и Федор, работали в отцовской мастерской. Младшего из
них, Вавилу Андреевича, называли «первым среди Худояровых»,
отдавая дань уважения его таланту. Он обладал обширными зна-
ниями и немалым живописным мастерством: писал сложные сце-
ны, пейзажи «красками, серебром, золотом на меди, железе, бума-
ге и дереве», «мог составлять краски и лаки самые прочные и хо-
рошего цвету».
Значительную часть работы Худояровы выполняли по заказам
Н. Демидова для его московских и петербургских дворцов. В мо-
сковском слободском доме Демидова была комната с зеркальным
плафоном, убранная по стенам «лакированными, покрытыми жи-
вописью, дощечками», на которых с большим искусством изо-
бражены самые разнообразные и красочные птицы и бабочки. За
эту удивительную по тонкости и мастерству работу, Демидов
«пожаловал» своим крепостным живописцам по кушаку, шапке и
«на кафтаны», а отца, Андрея Худоярова, «уволил от заводских
работ».
Прославил династию Павел Федорович Худояров (1802–1860?).
Биографические сведения о нем крайне скудны. Из живописных
произведений до нас дошли и достоверно могут считаться принад-
лежащими его кисти лишь две картины – «Листобойный цех» (се-
редина 1830-х гг., Нижнетагильский музей горнозаводского дела)
и копия с картины одного французского художника на мифологи-
ческий сюжет.
До сегодняшнего дня не до конца осознано то значение, кото-
рое имеет работа Худоярова «Листобойный цех» для развития
русской живописи. Вспомним, что в 30-е гг. XIX в. в русской жи-
вописи появляются образы народной, крестьянской жизни. Их
создателем в русском изобразительном искусстве по праву счи-
тают А. Венецианова (1780–1847). Признанно, что художник
своими изображениями сценок из деревенского быта, портретами
сафонковских крестьян «проложил дорогу» реализму в отечест-
венном изобразительном искусстве, стал родоначальником быто-
вого жанра.
151