Page 151 - Очерки истории культуры Урала
P. 151
тельно отделывали сериями мелких темных или светлых штрихов.
Главные элементы простейших композиций – крупный цветок или
розетка, ветки с перистыми листьями, мелкие бутоны и ягодки.
Среди цветочных мотивов часто встречаются тюльпаны. В миниа-
тюрных вариантах их писали кистью, а на изделиях средних раз-
меров они, как и розетки, могли выполняться пальцем.65.
…Судьба тагильского подносного промысла в ХХ в. сложилась
следующим образом: в 20-е гг. выпуском тагильских подносов за-
нимались артели, однако, впоследствии, в связи с укрупнением
производства, промысел утратил свое значение.
В начале 1960-х гг. сотрудники Московского института худо-
жественной промышленности провели несколько экспедиций по
изучению местных традиций уральской народной росписи. Был
собран и проанализирован большой материал по домовой росписи,
росписи подносов, сундуков и бураков. Этот материал стал базой
для восстановления на Нижнетагильском заводе эмалированной
посуды традиционных композиций по росписи подносов. Восста-
навливать промысел было крайне трудно: нужны были квалифи-
цированные кадры мастеров, которые знали бы технологию руч-
ной ковки, требовались художницы для освоения уральской рос-
писи. Приходилось экспериментировать, опираясь на воспомина-
ния старожилов.
Сейчас работы тагильчан экспонируются на многих выставках
в России и за рубежом, работы новых мастеров хранятся в экспо-
зициях местных и столичных музеев. Вот только секрет «хру-
стального лака» так и остался неразгаданным...
Крепостные художники Худояровы
Семья Худояровых занимает особое место в развитии живо-
писного искусства в Нижнем Тагиле. Одному из братьев Худоя-
ровых народная молва приписывала изобретение «хрустального
лака».
Худояровы ведут свою родословную от старообрядцев. Как
свидетельствует семейное предание, предки их бежали с Волги на
Урал, чтобы сохранить «старую веру». Худояровы слыли иконо-
65 Барадулин В. А. О типологии нижнетагильского расписного подноса // Ху-
дожественный металл Урала XVIII–XX вв. Материалы конференции. – Екате-
ринбург, 1990. – С. 32.
150