Page 147 - Очерки истории культуры Урала
P. 147
ские сцены. Особое место занимают сцены Отечественной войны
1812 года (сабля, 1823) и Бородинского сражения (1824).
Бушуев хотел стать историческим живописцем. Его мечта
осуществилась в гравировке исторических сюжетов. Сложную ба-
тальную панораму Бородинского сражения мастер располагает по
всей длине клинка. В центре композиции гравюры – свободное
пространство, а внизу под ним – орудия и убитый солдат, подняв-
ший к небу в последней мольбе руки. Эта фигура приобретает
символическое значение.
Многолетняя работа над украшением оружия, связанная с воз-
действием отравляющих паров ртути, подорвала здоровье худож-
ника, он скончался в возрасте 34 лет.
Если творчество Бушуева связано с освоением уральцами опы-
та немецких мастеров, то имя другого оружейника, В. Южакова,
связано с грузинскими традициями. Изучив опыт кавказских мас-
теров, Южаков ввел в Златоусте золотую и серебряную насечку,
обогатившую возможности декоративного украшения оружия.
В исключительно трудных условиях оказалось искусство гра-
вюры в первые годы Советской власти. Оружейный арсенал был
разграблен колчаковцами, уникальное оборудование вывезено, це-
хи полуразрушены, ощущалась острая нехватка сырья, материалов
и рабочей силы. Время менее всего располагало к художественно-
му творчеству: необходимо было решать более «важные задачи»,
например, снабдить страну штыками, лемехами и лопатами.
Но уже в 1919 г. в холодных, плохо оборудованных цехах зла-
тоустовского завода началось производство клинков для Красной
Армии. Некоторые из них были украшены гравюрой и преподно-
сились воинам революции в качестве награды, именного оружия.
Два года спустя златоустовцы уже выпускали гравированные но-
жи, топоры, столовые приборы. В 1922 г. изделия златоустовской
фабрики вновь выходят на мировой рынок. Особым спросом за
рубежом пользовались охотничьи топорики с видами уральской
природы в обрамлении орнамента. Для златоустовских мастеров
изготовление топориков было способом сохранить само существо-
вание гравюра на стали.
Еще в конце XIХ – начале ХХ в. время от времени начали по-
являться отдельные работы, не имевшие прикладного характера.
Это были небольшие пластины-миниатюры с изображением пей-
зажей, охотничьих сцен и тому подобными мотивами. Их проис-
хождение связано с выполнением изделий с различными листовы-
146