Page 148 - Очерки истории культуры Урала
P. 148

ми накладками, клеймами, медальонами, пластинами. В одних
случаях это были чисто орнаментальные композиции, в других –
тематические. Однако в качестве самостоятельных изделий они не
задумывались и производились крайне редко, поскольку велик был
спрос на утилитарные изделия, и украшенная гравюрой пластинка
без всякой очевидной «полезности» не могла найти себе места в
ассортименте практических вещей златоустовской фабрики. Спус-
тя несколько десятилетий, в 1930-е гг., пластине суждено было
вновь появиться в златоустовской гравюре, но теперь уже не на
правах частного явления, как это было раньше, а в качестве глав-
нейшего его представителя.

    Златоустовское оружейное производство становится структур-
ным подразделением крупного промышленного предприятия, и,
как следствие, не стало возможности, как раньше, обеспечивать
художников топорами, предназначенными специально для укра-
шений, работники были нужны на производстве предметов первой
необходимости: когда не хватает обычных столовых приборов, не
говорят о приборах из особой, необходимой для гравировки стали.
Над гравюрой нависла угроза исчезновения.

    В качестве одного из выходов из сложного положения был до-
пущен «переход» гравюры на плоскость, связанный с вынужден-
ной потерей прикладного назначения. Художники 1940–1950-х гг.
отчетливо понимали временность этого явления. Однако оно ока-
залось более долговечным, чем думалось. И опять же не послед-
нюю роль здесь сыграли производственные соображения. Заново
восстанавливать производство вещей, предназначенных для укра-
шения узором, было делом хлопотным, а к гравюре в виде пласти-
ны уже давно привыкли. Собственно, пластина для гравюры стала
чем-то вроде холста или бумаги для живописи или рисунка и мог-
ла приготовляться индустриальным способом. Но эта привлека-
тельность носила чисто технический характер. Это было простое
копирование, «пересказывание» популярных картин. С той лишь
особенностью, что, будучи «переведенными» в технику гравюры,
картины утрачивали свою самобытность, поскольку гравюра в си-
лу ограниченности цветовой палитры могла быть только условной
и схематичной.

    В 1970–1980-е гг. художники-граверы стали пытаться рас-
крыть, с одной стороны, мало изученные возможности неприклад-
ной пейзажной и жанровой гравюры, а с другой найти путь к воз-
вращению гравюры в ее традиционном качестве – «в органичном
соединении с вещью». Так появились циферблаты часов и декора-

                                                147
   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153