Page 153 - Очерки истории культуры Урала
P. 153

К лучшим произведениям Венецианова историки искусства от-
носят, например, хрестоматийно-известную картину «На пашне.
Весна» (1820-е гг.), изображающую величаво плывущую по полю
молодую крестьянку в нарядном сарафане и кокошнике, за кото-
рой послушно следуют запряженные в борону лошади. Конечно,
это не сцена пахоты в Тверской губернии, а скорее некое празд-
ничное ритуальное действие, аллегория, в которой сама Весна яв-
ляется в образе русской крестьянки (больше похожей, правда, на
греческую нимфу, одетую в русский сарафан).

    Трудно поверить, но практически в одно время с волшебным
сном, представленным Венециановым, на Урале появляется, по
сути, первая русская картина о труде индустриальных рабочих.

                                                                   П.Ф. Худояров.
                                                                   Листобойный
                                                                   цех. 1830-е гг.
                                                                   Фрагмент
    Картина Худоярова – это не выстроенная театральная мизан-
сцена, не вид заводского интерьера с позирующими статистами.
Раскрывающаяся панорама заводского корпуса словно впускает
внутрь зрителя, который одновременно видит и само освещенное
огнем помещение с высоким, «проткнутым» длинными печными
трубами потолком, деревянными стенами и движущуюся в этом
пространстве массу людей. Отсутствие в происходящем выделен-
ной центральной сцены, полная погруженность рабочих в свою
деятельность, кажущаяся не связанность различных групп рабо-
тающих, отдельных производственных операций между собой
усиливает впечатление увиденного «человеческого муравейника».
                                                152
   148   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158