Page 155 - Очерки истории культуры Урала
P. 155
рабочего класса и индустриальному труду, искусствоведы назы-
вают работу немецкого художника Адольфа Менцеля «Железо-
прокатный завод», созданную почти на полвека позже Худоярова,
в 1875 г.
А вот в творчестве другого из братьев, Исаака Федоровича Ху-
доярова (1807–1870?), тема труда отошла на второй план. Он
стремился передать красочность народной жизни, богатство при-
роды, ее поэзию.
Страстный садовод, он на своих подносах и шкатулках изо-
бражал диковинные букеты, образцами которых служили цветы,
выращенные им самим. Д. Мамин-Сибиряк писал о нем: «Исаак
Худояров, работы которого и сейчас можно встретить в старинных
богатых домах, расписывал сундуки, железные шкатулки, подно-
сы, и даже писал целые картины на железных листах. Очень не-
дурно у него выходили живые цветы и особенно женщины в ста-
ринных костюмах двадцатых-тридцатых годов».
Д. Мамин-Сибиряк, вероятно, имел в виду картину «Гуляние
на Лисьей горе» (Нижнетагильский музей горнозаводского быта).
Перед нами предстает панорама жилого рабочего района Нижнего
Тагила: с прудом, господскими домами, церквями. В городе
праздник. Художник сумел эмоционально и красочно описать жи-
телей, передать обаяние народного быта.
Вглядимся в левую группу – вот двое мужчин и мать с доче-
рью. На матери – розовый платок, синее платье, желтая шаль с
красными цветами. Выше этой группы изображены две идущие
женщины в изумрудных с золотом сарафанах, белых кофтах, золо-
тистых кокошниках. «Взволнованно написанное небо», «звучная
декоративность и нарядность красок в передаче одежды» – так ис-
следователи выражают свое восхищение темой картины и ее во-
площением.
Творческие биографии сыновей Павла и Исаака сложились не-
сколько иначе: они получили образование в Академии художеств,
стажировались в Италии, но мало были связаны с Уралом. К
60-м гг. XIX в. обострились кризисные явления в изготовлении
железных изделий в Нижнем Тагиле, художественные промыслы
начинают вырождаться. Творчество молодого поколения Худоя-
ровых оказалось не востребовано в родном краю. Они порывают
связи со своей малой родиной и, как отмечает исследователь, «это
не замедлило сказаться на их творчестве: они не смогли подняться
154