Page 154 - Очерки истории культуры Урала
P. 154
Лишь привыкнув, взгляд зрителя, уводимый вглубь помеще-
ния уверенно переданной художником перспективой, ритмом за-
водских конструкций, чередованием планов начинает улавливать
смысл происходящего, словно некто растолковывает ему значе-
ние каждой сцены как звена всего технологического процесса в
целом. Постепенно зритель сам как будто начинает следить, как
сначала от горнов раскаленные листы металла подвозят к моло-
там, отбивают их, режут эти листы специальными ножницами,
обрабатывают, как, наконец, на переднем плане картины двое ра-
бочих, под присмотром мастера сортируют и укладывают гото-
вую продукцию.
Для Худоярова естественно стремление к изображению факта
жизни, важного эпизода окружающей действительности. Законо-
мерное требование достоверности в свою очередь диктует «доку-
ментальность» изобразительного языка художника, его конкрет-
ность, интерес к деталям.
Если на известном полотне Венецианова «На пашне. Весна»
(1820-е гг.) картина весенней пахоты интересовала художника
лишь с точки зрения возможности представить труд земледельца в
своей идеальной, изначальной сущности, то картину Худоярова
отличает особая острота видения всего происходящего.
По картине «Листобойный цех» можно детально изучать тех-
нологию производственного процесса. Художник абсолютно точ-
но передает профессиональное положение буквально каждого ра-
бочего, отмечает его роль в организации производственного про-
цесса, проявляя при этом внимание к различиям в социальном ста-
тусе мастера и рабочих. В работе П. Худоярова нет широких
обобщений, типизации (которые так важны в искусстве), но заин-
тересованное искреннее отношение художника к действительно-
сти, к окружающему миру превращает его картину в важный ху-
дожественный и исторический документ своего времени.
Произведения Венецианова и Худоярова различаются не толь-
ко и, может быть, не столько предметом изображения. Картины
Худоярова и Венецианова принадлежат как будто разным эпохам,
представляют разные полюса русской жизни.
Картина Павла Худоярова не стала достоянием российской ху-
дожественной общественности того времени, тем не менее она ос-
талась не просто первым, а едва ли не единственным произведени-
ем на данную тему в русском дореволюционном искусстве. Спра-
ведливости ради следует сказать, что одной из первых картин в
западноевропейской живописи, посвященной изображению жизни
153