Page 145 - Очерки истории культуры Урала
P. 145

Восстановление каслинского чугунного павильона скорее чу-
десное исключение из общего правила. После революции развитие
чугунного художественного литья претерпело значительные изме-
нения: сначала стала меняться технология производства, в угоду
быстроте разрушались традиции отливки, преимущество отдава-
лось производству «чистого» чугуна. Художественное чугунное
литье перестало занимать сколько-нибудь значительное место, что
обернулось снижением художественного уровня изделий.

    Златоустовская гравюра на стали
    Изготовление художественного оружия было издавна известно
на Руси. Прекрасные образцы изготовлялись на тульских оружей-
ных заводах. Урал не был родоначальником русского украшенного
холодного оружия, но стал продолжателем его замечательных тра-
диций. Идея о создании специального центра по изготовлению
оружия на Урале появилась еще в XVIII в., однако была осуществ-
лена только в начале XIX в. В 1814 г. началось строительство фаб-
рики в Златоусте.
    На Златоустовской фабрике из стали изготовлялось знаменитое
«украшенное оружие», которое сегодня можно увидеть и в Ору-
жейной палате Московского Кремля и в коллекциях уральских му-
зеев. Наибольшим спросом оно пользовалось в то время, когда
русская армия вела боевые действия или во времена юбилеев
славных побед русского оружия, возникала необходимость награ-
ждать отличившихся офицеров и генералов.
    Первоначально златоустовская гравюра на стали испытала зна-
чительное влияние немецких оружейников: они работали на фаб-
рике по приглашению правительства. Самыми значительными ра-
ботами той поры исследователи называют сабельный клинок
(1822), гравированный мастером Шафом. На клинке выгравирова-
на летопись боев времен Отечественной войны 1812 г. от Москвы
до Парижа.
    Собственно уральские художники создают неповторимый
стиль златоустовской гравюры на стали в 20–30-е гг. XIX в. Они
вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, как это
было принято у немецких оружейников, но и сюжетные сцены.
    Гордостью уральского искусства стал златоустовский гравер
Иван Николаевич Бушуев. Помните сказ П. Бажова «Иванко Кры-
латко»? Он связан с именем и творчеством уральского художника.

                                                144
   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150