Page 10 - Очерки истории культуры Урала
P. 10
тура рассматривается одновременно как целостность (единство
всех существовавших, существующих или будущих культур) и
дискретность (то, что Н. Данилевский называл культурно-
историческими типами, а А. Тойнби – «самозамкнутыми дискрет-
ными культурно-историческими единицами»).
Продуктивность такого рода исследований очевидна, посколь-
ку опирается на реальную множественность культур, присутст-
вующих в едином пространстве мировой культуры. Это разнооб-
разие форм, видов и типов культур обусловлено различными фак-
торами: географическими, историческими, этническими, религи-
озными, социально-экономическими, политическими.
Сложность описания феномена мировой культуры во многом
кроется в его известной двойственности: быть одновременно фор-
мой существования отдельных этносов, народностей, социумов и
создавать поле для их взаимного сосуществования. Мегауровень
(мировой культуры), спроецированный на уровень развития на-
циональной культуры (мезоуровень), не упрощает ситуацию. Об-
ратившись к национальной культуре, мы вновь сталкиваемся с
единством многообразия, связанного уже с социокультурными
различиями, возникающими на разных исторических ступенях
развития. Если обратиться к географическим и историческим фак-
торам, то мы обнаруживаем, как на одной и той же территории в
разные исторические эпохи возникают разные культуры, иногда
генетически связанные с предшествующими, иногда отрицающие
их. В рамках одного политического и социально-экономического
целого сосуществуют, вступая в противоречия или сглаживая их,
различные культурные миры, с особыми этническими историями,
конфессиональной принадлежностью. Более того, говоря о мире
национальной культуры, мы постоянно сталкиваемся с дифферен-
циацией на уровне индивидов, обусловленной социальным опы-
том, системами воспитания, способами самореализации.
Создание моделей функционирования национальной культуры
вступает в противоречие с практикой конкретного бытия, обуслов-
ленной наличием сложных связей между отдельными социальны-
ми или этническими группами, их притяжением-отталкиванием,
общностью и различием исторических судеб, разновекторностью
ценностных ориентаций. И, может быть, особую трудность вызы-
вает анализ культуры России, которая по разнообразию культурно-
исторических типов, живших и живущих на ее территории, типо-
логически близка мировой культуре в целом.
9