Page 113 - Очерки истории культуры Урала
P. 113

ской народной культуры (почитания старших, ценности труда, со-
вестливости), конкретизированы и «привязаны» к местным усло-
виям, объединяя общекультурные ценности и ценности, значимы-
ми для людей определенного региона.

    Если посмотреть глубже, то можно за всем этим увидеть, что
продолжает развиваться архаическая в своих корнях, единая ми-
фопоэтическая система. Что собой могла в целом представлять эта
уральская мифопоэтическая система, можно представить хотя бы
по ее частичной реконструкции, уже в ХХ в. предпринятой, по су-
ществу, в сказах П. Бажова.

    Другим важным указанием на наличие особой культурной си-
туации, сложившейся на Урале, может служить то, что здесь воз-
ник свой неповторимый язык. Своеобразные условия Урала сдела-
ли его, по словам того же П. Бажова, истинной копилкой языковых
богатств и диалектов. «Коренной уралец, язык которого не ниве-
лирован образованием, знает много слов, каких не слыхивали на
Руси… Таких слов мы насчитали только у П. Бажова более трех-
сот…»34.

    Сохранению национально-религиозных и культурных тради-
ций в крае способствовала большая социальная однородность
«уральского мира», основу которого составляли горнозаводское
население и заводчики (что отдаленно напоминало структуру ско-
рее индустриального буржуазного общества). Новые промышлен-
ники – вчерашние купцы, крестьяне, мастеровые – как правило,
сохраняли тесные связи с народной средой (хотя и не исключало
наличие внутри нее противоречий). Хозяева заводов на Урале не
жили: дворянство составляло в Пермской губернии менее 1% на-
селения. Светская дворянская культура Центральной России, по
существу, не имела оснований, чтобы прижиться в крае.

    П. Мельникова-Печерского, побывавшего в крае в первой по-
ловине XIX в., поразил сохраняющийся на Урале «русский дух в
неподдельной простоте». Позже Д. Мамин-Сибиряк обращал вни-
мание на сохранение в крае «старорусского» человеческого типа.

    В условиях общественного кризиса второй половине ХIХ в.,
когда распространяется социально-классовый подход к изучению
русского общества, писатель, характеризуя окружающую его
уральскую действительность, рассматривал народ как исторически
сложившуюся и во многом продолжающую существовать в крае

34 Лазарев А.И. Тип уральца в изображении русских писателей // Вестник Че-
лябинского университета. – 1997. – №1. – С. 41.

                                                112
   108   109   110   111   112   113   114   115   116   117   118