Page 117 - Очерки истории культуры Урала
P. 117

друг с другом, становятся, даже, зачастую, не осознавая, неким
единством.

    Региональная идентичность людей, проживающих на одной
территории, проявляется, прежде всего, по отношению к «месту
жительства». Представление о «моем пространстве» в региональ-
ной идентичности доминирует. Определяя свою «географическую
принадлежность», человек создает символическую реальность, где
в конкретных образах пространства воплощается его личная «био-
графия».

    У героев Д. Мамина-Сибиряка региональная идентичность еще
только формируется, они еще ощущают тесную генетическую
связь с местом их прежней, до-уральской жизни. Место их сего-
дняшней жизни (Ключевской завод) они воспринимают как вре-
менное. Но уже тот факт, что новое место их «держит», что для
молодого поколения оно является «своим», свидетельствует о ка-
чественных сдвигах, произошедших в сознании. Художнику уда-
лось зафиксировать процесс символизации и маркировки геогра-
фического пространства, превращения его из враждебного или
нейтрального в биографически значимое, населенное конкретными
смыслами.

    Проблема состоит в том, чтобы в этом процессе «смешения» и
«перепутывания» вычленить тот момент, когда жители-
переселенцы осознают себя единством. Осознание собственной
целостности и уникальности – определяющая характеристика са-
моидентификации. Однако процесс самоосознания, на наш взгляд,
происходит гораздо медленнее, чем фактически формирующаяся
особая общность «люди, живущие на Урале, – уральцы». Такая
«запаздывающая» самоидентификация, вероятно, могла быть обу-
словлена характером жизни в крае (отдаленность и в высокой сте-
пени изолированность от центра, обусловленная как географиче-
ским положением, так и производственной самодостаточностью),
отсутствием внутренней саморефлексии (отсутствием специфиче-
ских форм интеллектуальной деятельности), наличием собствен-
ной духовной традиции.

    Можно с некоторой долей гипотетичности вычленить несколь-
ко этапов формирования региональной идентичности:
- формирование представления о географически закрепленном

    месте жизни как собственном через создание особой символи-
    ческой реальности (символизация пространства);
- формирование своих собственных, отличных от других регио-
    нов, форм деятельности;

                                                116
   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122