Page 115 - Очерки истории культуры Урала
P. 115

«Тагильского мастерка узнаешь из тысячи…»:
    истоки становления региональной идентичности
    Региональная идентичность жителя Урала тесно связана с
осознанием общенациональной идентичности. Прежде всего, и это
исторически обоснованно, «пришлые» на Урал люди связывали
себя с местом, откуда они были родом (с русского Севера, из Кур-
ской области, из Тулы). Представление о том, что Россия – там,
откуда они прибыли, существовало достаточно долго и у самих
переселенцев, и у их потомков.
    А. Лазарев, обратившийся к теме изображения «типа уральца»
в русской литературе, пишет: «В "Каменном поясе" Е. Федорова
есть эпизод: жители Кыштымского завода во время Пасхи каждый
вечер выходили на Красную горку и смотрели на закат солнца – "в
сторону Расеи". Сразу вспоминаются многочисленные уральские
предания о Плакун-камне, который стоит на Чусовой. Такое на-
звание дано камню потому, что с него постоянно льется вода. <…>
Одухотворение камня по внешнему признаку послужило толчком
к созданию преданий с социально-историческим значением.
"Ссыльные тут жили. Работали они на рудниках. Кругом был лес.
А матери с детьми забирались на гору, смотрели вдаль и плакали.
Потому называлась та гора Плакун". Как видим, эпизод в романе
Е. Федорова основан если не на достоверном факте, то на прочной
фольклорной традиции»36.
    Зафиксированное в фольклорном тексте и в художественных
произведениях психологическое состояние отторжения от целого
формировало определенное отношение к месту, к которому чело-
век волею судеб оказался «привязан»: необходимость обосновы-
ваться на новом месте, обустраивая свою жизнь, несмотря на суро-
вые и очень жесткие условия существования. В артефактах, в фор-
мах организации быта, в формах духовной жизни людей, пересе-
лившихся на Урал, длительное время сохраняются черты «мате-
ринской» культуры.
    Среди историко-культурных исследований Урала самого по-
следнего времени особое место занимает анализ традиционных
форм культуры, принесенных на Урал переселенцами из России.
Как пишут авторы серьезного исследования «Традиционная куль-
тура русского крестьянства Урала XVIII–XIX вв.», «в освоении

36 Лазарев А.И. Тип уральца в изображении русских писателей // Вестник Че-
лябинского ун-та. – Серия 2. – Филология. – 1997. – № 1. – С. 33.

                                                114
   110   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120