Page 108 - Очерки истории культуры Урала
P. 108

Перемены, совершавшиеся на протяжении жизни нескольких
поколений русских переселенцев на Урале, не могли не вызвать
колоссального духовного напряжения у вчерашних крестьян, часто
насильственно вырванных их привычной среды, переживших
«культурный стресс». Они ощущали себя оторванными от России,
ибо в народном сознании страна продолжала существовать как по-
деленная на две части: Европейскую Россию и Сибирь.

    Для «культурного шока» имелось еще одна причина. Обладая
сформированным христианством миропониманием, русские пере-
селенцы при строительстве промышленного Урала столкнулись с
незнакомой для себя стихией (земными недрами) и стали актив-
ными участниками вторжения в мир этой стихии. Тем самым они
вынуждены были приспосабливаться не только к новым природно-
климатическим или хозяйственно-правовым обстоятельствам, свя-
занным с промышленным трудом, с эксплуатацией рудных бо-
гатств. Условием их выживания выступала необходимость духов-
но освоить новую для них жизненную ситуацию, для чего нужно
было не просто найти ей место в картине привычного миропоряд-
ка, но суметь ее творчески развить, переработать, внося в нее
принципиальные коррективы.

    Когда мы говорим о промышленном Урале как «индустриаль-
ном феномене российской европеизации», о попытках В. Татищева
реализации в крае «просветительского проекта» в русле идей за-
падноевропейского рационализма, не следует упускать из виду со-
всем другую питавшую уральскую культуру духовную и художе-
ственную традицию, корни которой уходили в допетровскую Русь.
Во-первых, к этой культуре принадлежало старожильческое рус-
ское население Урала, обосновавшееся в крае в XVI–XVII вв. Во-
вторых, сознательной консервацией и культивированием культур-
ной традиции, восходящей к Древней Руси, Урал обязан старооб-
рядцам.

    По словам Д. Мамина-Сибиряка, «все заводское дело на Урале
поставлено раскольничьими руками. Согласно ревизии 1747 г. ста-
рообрядцы составляли 43% населения «демидовской империи»,
среди уральских казаков – 42%; а к началу XIX в. их число на Ура-
ле составляло около 150 тыс. человек (при этом они составляли
большую часть купцов в Екатеринбурге, все городские головы
горной столицы то же были из староверов). Не удивительно, что
Урал превратился в один из главных центров раскола, его влияние
распространялось на огромную территорию от Вятки до Тобола.

                                                107
   103   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113