Page 109 - Очерки истории культуры Урала
P. 109

Все исследователи отмечают большое культурное и экономиче-
ское влияние, которое старообрядцы имели в крае.

    Древняя культурная традиция, которая была отвергнута пет-
ровскими реформами, не была безвозвратно потеряна, не погибла
бесследно. Силой исторических обстоятельств она оказалась пере-
несена на Урал и получила здесь, в глубине России в новых усло-
виях свое дальнейшее развитие. Конечно, она, чтобы выжить, вы-
нуждена была приобрести новые существенные черты, приобрести
способность адаптироваться в новых условиях, стать более гибкой,
динамичной по сравнению с традиционной народной культурой.
На уральской земле она продолжала эволюционизировать (в отли-
чие от Центральной России), как некая отделившаяся ветвь нацио-
нальной культуры так, как будто бы преемственное развитие по-
следней не было нарушено петровскими реформами. Продолжал
звучать на Урале знаменный распев, которому обучали по старин-
ным певческим книгам; сохранялись традиции строгановской ико-
нописи и искусство лицевого шитья, хранились тысячи рукопис-
ных книг; зародилась невьянская старообрядческая иконописная
школа, просуществовавшая до ХХ в. (в то время, как считается,
что художественная система средневековой Руси истощилась еще
в XVII в.).

    Если шире посмотреть на всю историю горнозаводского Урала
XVIII–XIX вв., то обнаружится, что, как ни странно, но именно
Урал – наиболее мощно развивавшийся индустриальный район
России – дал свое решение проблемы соотношения материального
производства и духовной жизни народа. Ставшая вызовом, форми-
рующаяся в крае система производственно-экономических отно-
шений, диктуемая всем ходом его промышленного развития, не
смогла разрушить духовно-религиозное ядро народного миропо-
нимания.

    Материальные отношения во многом оказались «локализова-
ны» в производственной сфере и, тем самым, включены в сущест-
вовавшую систему миропонимания, освоены народным сознанием,
поняты как новый способ духовного освоения действительности.
Народный Урал ответил на происходившие потрясения повыше-
нием напряженности духовной жизни, формированием особого
типа религиозности и разгоревшимся с новой силой огнем «ревни-
телей древлего благочестия», для которых сохранение веры стало
вопросом жизни и смерти.

    Условия промышленного труда, колонизация новых земель,
новые условия жизни потребовали предельного сосредоточения

                                                108
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114