Page 110 - Очерки истории культуры Урала
P. 110

духовно-нравственных сил народа, одновременно дав мощный
импульс раскрытию его творческих начал. Необходимость в ос-
воении человеком окружающей действительности, потребность в
обретении себя в новых реалиях вызвали взлет народного художе-
ственного творчества в том числе в его специфических «ураль-
ских» формах промышленного искусства и художественных про-
мыслов – уникальнейшего по своему многообразию, оригинально-
сти, художественному уровню явлению в истории культуры –
принесших Уралу всероссийское и мировое признание. Можно без
особой натяжки сказать, что их значение стоит в одном ряду со
значением края как исторически сложившегося металлургического
центра.

    Суксунская художественная медь, камнерезное искусство,
кушвинское и каслинское чугунное художественное литье, злато-
устовская гравюра на стали, нижнетагильская роспись по металлу,
невьянский сундучный промысел стали неотъемлемой частью об-
раза горнозаводского Урала. Уральские мастера творили свой мир
из железа и камня. Словно какой-то кураж толкал все окружающие
человека предметы пытаться изготовить из металла, начиная от
литых икон из чугуна, чернильных приборов, подсвечников и ра-
мок для фотографий и заканчивая каминами, садовой мебелью и
деталями архитектуры. Даже традиционные деревянные прялки
здесь, бывало, расписывали под малахит, а металлические ведра в
точности воспроизводили форму бондарных ведер.

    Конечно Урал – не единственное место, где добывали руду,
плавили металл, добывали и обрабатывали поделочные и драго-
ценные камни. Отличие же заключалось в том, что лучшие произ-
ведения уральских мастеров несли свое понимание законов пре-
красного, печать особого, родственного отношения с землей, с
природой, осознание глубинной тайны жизни. Неповторимым и
бесценным оставалось то, что бесконечная реальность раскрылась
здесь так, как она могла раскрыться только здесь и негде более,
образовав своеобразный и удивительный мир!

    Акцентированность эстетической стороны отношения человека
с окружающим миром, потребность раскрытия духовного смысла
труда – одна из особенностей горнозаводской культуры, отличаю-
щих ее от «обычной» индустриальной культурой с ее нацеленно-
стью на массовое машинное производство однотипных обезличен-
ных изделий. Подобное не исключало того, что в одной мастер-
ской параллельно с художественной продукцией продолжали де-
лать, скажем, луженые ковши и гвозди, а художественное чугун-

                                                109
   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115