Page 116 - Очерки истории культуры Урала
P. 116

Урала приняли участие выходцы из разных мест «коренной Руси»:
с русского Севера, центральных областей, Поволжья, юга европей-
ской России. Жители Поморья принесли с собой северный «окаю-
щий» диалект, привычку к малодворным сельским поселениям,
высоким жилым постройкам, соединенным с двором, сохе как
главному пахотному орудию, женскому костюму с сарафаном и
пр. Северяне составили основную массу русских «насельников
Урала на раннем этапе его колонизации, именно они заложили ба-
зу местной русской этнокультурной общности, и поэтому столь
сильны были в традиционной культуре уральских крестьян XVIII–
XIX вв. северно-русские влияния. <…> В ходе внутренних мигра-
ций происходило распространение северно-русских традиций на
южно-уральские земли, массовая колонизация которых русскими
началась в XVIII в.»37.

    Взаимодействие разных традиций отдельных регионов России
нашло свое выражение и в планировке традиционного народного
жилища: строительные традиции европейской России изменялись
и приспосабливались к региональным условиям (так, на южном
Урале в жилище южнорусского типа, принесенных жителями Ор-
ловской и Курской областей, явно прослеживаются черты северно-
русского типа).

    Д. Мамин-Сибиряк в «уральской летописи» «Три конца» под-
робно описал этот процесс на примере Ключевского завода, где
«три конца» – это три части одного поселка, жители которого при-
надлежали раскольникам-кержакам, переселенцам из центральной
России – тулякам и хохлам, пригнанным на уральские заводы. Пи-
сатель создает три образа места жительства: кержацкий («увеси-
стый берег был точно усыпан бревенчатыми избами, поставлен-
ными по-раскольничьи: избы с высокими коньками, маленькими
окошечками и глухими, крытыми со всех сторон дворами»), туль-
ский («туляки строились "на рассейскую руку"») и хохлацкий (из-
бы в котором «были поставлены кое-как»)38.

    Процесс пореформенного переустройства страны не мог не
затронуть уральские заводы. И когда в финале романа «перепу-
тываются концы» – этот образ поднимается до символа какой-то
новой жизни, где люди, вынужденные волею судьбы жить рядом

37 Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII–XIX вв. – Ека-
теринбург, 1996. – С.309–310.
38 Мамин-Сибиряк Д.Н. Три конца // Собр. Соч. в 10-ти тт. Т.7. – М., 1958. –
С. 26–27.

                                                115
   111   112   113   114   115   116   117   118   119   120   121