Page 111 - Очерки истории культуры Урала
P. 111

ное литье на Урале существовало совместно с производством кот-
лов, оград, печных дверок, жаровен.

    Кустарная промышленность, включая художественные про-
мыслы, являлась составной частью сложившегося в крае народно-
хозяйственного механизма. К началу ХХ в. в кустарных промыс-
лах на Урале было занято не менее 300 тыс. человек.

    Горнозаводская культура складывалась как культура народная
в своих основах, генетически связанная с традиционной крестьян-
ской культурой. Горные округа как производственно-
хозяйственные образования, характер расселения и труда на «за-
водах» (с окружавшими их мелкими населенными пунктами при
рудниках, флюсах, местах лесозаготовок и углежжения, приисками
и пристанями, а также селами и деревнями, чье население было
тесно связано с обслуживание заводских потребностей), горная
система управления, промышленная и гражданская архитектура
определили внешние контуры существования культуры промыш-
ленного Урала.

    В социокультурном смысле горнозаводчики, служащие, горные
инженеры, разночинная интеллигенция соприкасались с горноза-
водской культурой настолько, насколько она сама составляла обя-
зательную часть «уральского мира». Но если говорить о творче-
ской стороне этой культуры, то следует заметить, что профессио-
нальные художники становились ее выразителями в той мере, в
какой проникали в ее ценностно-смысловое ядро, открывали в себе
близость народному миропониманию.

    Наряду с этим, любительское творчество, полупрофессиональ-
ные художественные опыты уральского «образованного слоя» не
выходили за рамки «провинциального искусства» своего време-
ни – более или менее повторяющегося в своих основных чертах
вне зависимости от его географии. Вообще, распространение евро-
пеизированной, светской культуры происходило на Урале медлен-
ными темпами. Первый профессиональный театр появился в Ека-
теринбурге только в 1843 г. (остальные города за исключением
Перми и Ирбита, все крупные заводские поселки так и не знали его
до начала XX в.). Возникновение на Урале профессиональной му-
зыкальной культуры – относится к концу XIX в.

    Содержание художественного творчества народных мастеров
свидетельствует о том, что на Урале постепенно сложился осо-
бый тип мирочувствования, возник неповторимый образный
строй уральской мифологии, сложилось своеобразное фольклор-
ное сознание.

                                                110
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116